Семейство Глубинных звезд
Богатый опыт, полученный при строительстве и многолетней эксплуатации «Дениз», совершившей к этому времени более 400 погружений, помог в проектировании новой серии подводных аппаратов «Дипстар». Начиная с 1965 года американская фирма «Вестингауз» в содружестве с Кусто собиралась построить пять подводных аппаратов: «Дипстар-2000», «Дипстар-4000», «Дипстар12 000», «Дипстар-13 000» и «Дипстар20 000». Цифры, стоящие после названия, означают максимальную глубину погружения аппарата, в футах. «Дипстар-4000» — первый из серии подводных аппаратов «Вестингауз», построен в конце лета 1965 года по контракту с «Нэвэл электроник лаборатории для океанологических исследований по геологической, биологической и акустической программам. Прочный сферический корпус «Дипстар4000» рассчитан на глубину погружения до 1200 м и выполнен в виде двух стальных полусфер. Прочный корпус спрятан в кап левидном легком корпусе, сделанном из алюминиевых труб и стеклопластика. В двухместной прочной сфере расположена кабина экипажа. Пилот, управляющий аппаратом, сидит в поворотном кресле, а два наблюдателя занимают места перед иллюминаторами. За счет двух электродвигателей «Марин дивижн» мощностью 5 л. с. с гребными винтами под водой аппарат может развить скорость до 3 узлов. Три кислотных аккумуляторных батареи размещены под легким корпусом и не выходят за пределы габаритов аппарата. Изменение плавучести происходит за счет отдачи свинцового балласта. Дифферентовка осуществляется путем перекачки ртути. Аппарат оснащен большим количеством различной аппаратуры: гидролокатором, трехантенным эхолотом, подводным телефоном, 70-миллиметровой фотокамерой и «пылесосом» — всасывающей трубой для отбора биологических образцов. Пилоты «Дипстар4000» - Дик Асри, Джо Томсон и Рон Черч — принимали участие в проектировании и строительстве аппарата и поэтому прекрасно знают свой аппарат. Несмотря на это. каждое погружение тщательно готовилось, проверялись системы и аппаратура, устанавливался твердый балласт для придания аппарату отрицательной плавучести. Интересно, что «Дипстар-4000» погружается вниз кормой с дифферентом 60° за счет перекаченной в корму ртути, а всплывает носом вперед после сброса твердого балласта. Первый спуск «Дипстар-4000» состоялся 11 мая 1966 года в Тихом океане западнее островов Лос-Коронадос с борта судна-носителя «Серчтайд». В честь этого события на глубине 1260 м, манипулятор «Дипстар» воткнул в донный ил специально подготовленный флаг с надписью «Дипстар-4000» (Вестингауз). Первое погружение на 4000 футов». С тех пор «Дипстар-4000» совершил более 550 погружений у берегов Калифорнии, Мексики, Панамы, Венесуэлы, Ньюфаундленда, Флориды, у восточного побережья Северной Америки, выполняя подводные океанологические исследования. В одном из погружений с борта «Дипстар-4000» была обнаружена медуза, принадлежащая к новой группе медуз. Ее назвали Дипстарией Энигматикой. Конструкция «Глубинной звезды» с глубиной погружения 600 м — «Дипстар-2000» базируется на параметрах, определенных при строительстве и эксплуатации «Дипстар-4000». В отличие от аппаратов со сферическим корпусом корпус «Дипстар-2000» имеет цилиндрическую форму. Корпус, имеющий значительный внутренний объем (диаметр — 1,5 м, длина — 3 м), собран из трех секций: среднего цилиндра и двух сферических сегментов — крышек. После испытания корпуса на глубине 900 м он был переправлен из лаборатории «Вестингауз» в Анаполис, Мэриленд. Там корпус «оброс» двигателями, внешним и наружным оборудованием. «Последним штрихом» стала установка стеклопластикового легкого корпуса. Аппарат был спущен на воду в декабре 1969 года. Вопрос об увеличении плавучести аппарата решен размещением между прочным и легким корпусами синтактика. Относительно небольшой вес «Дипстар2000» — 13т — позволяет достаточно легко поднимать аппарат на судно в конце каждого погружения. Под водой «Дипстар-2000>> ходит со скоростью 3 узла. Винт главного движителя в случае аварии может быть сброшен. Сбрасываются также маневровый груз, аккумуляторная батарея и ртуть из дифферентной системы. Если продуть сжатым воздухом балластную цистерну то дополнительно можно взять 120 кг груза. Система гидравлики и аккумуляторные батареи размещены снаружи прочного корпуса. «Дипстар-2000» создавалась как рабочая лодка для изучения районов континентального шельфа и поиска нефтяных месторождений, С 1972 года аппарат не эксплуатируется. «Дипстар-12 000» также является модификацией «Дипстар-4000». Но проект «Дипстар-12 000» так и остался проектом, связано это было с трудностями, возникши ми при создании прочного корпуса для глубины 3600 м. В это же время фирма «Вестингауз» взялась за изготовление «Дипстар2000». «Дипстар-13 000» должна была сменить «Дипстар-12 000», но и этот проект не был реализован. Глубины 13 000 футов, или около 4000 м, занимают лишь 27% площади океанского дна, наверное, поэтому программа по созданию «Глубинных звезд» была переориентирована на поддержку проекта «Дипстар-20 000». «Дипстар-20 000» - самый глубоководный аппарат из семейства «Дипстар» появился в 1971 году. В сфере размещается экипаж из трех человек. Движение и маневрирование «Дипстар-20 000» осуществляется при помощи двух кормовых реверсивных двигателей. Средняя скорость движения аппарата под водой — 2 узла. Помимо двух кормовых двигателей аппарат оснащен еще двумя двигателями: один расположен в вертикальном положении в рубке, другой установлен в носовой части аппарата. Положительная плавучесть «Дипстар-20 000» достигается при сбросе груза и откачке воды из балластной сферы насосом. Общий вес аппарата — 38 т.
Источник: Подводные обитаемые аппараты / Д. В. Войтов.