Поисковые и спасательные операции с участием подводных обитаемых аппаратов
Поиск и подъем водородной бомбы Целая флотилия, состоящая из крейсеров, эскадренных миноносцев и кораблей обеспечения ВМС США, появилась в водах Средиземного моря неподалеку от испанского городка рыбаков и фермеров — Паломареса. Причиной столь необычной концентрации военных судов явилась авария, произошедшая в небе над побережьем Испании. 17 января 1966 года во время заправки в воздухе стратегического бомбардировщика ВВС США «Б-52» загорелся один из двигателей. Произошел взрыв, от которого пострадал и самолет-заправщик «КС-135», несший несколько тонн реактивного топлива и летевший всего в 50 м от «Б-52». Погибли семь летчиков. С высоты 9 км обломки двух самолетов разлетелись на большое расстояние, часть их попала в море. Еще до взрыва экипаж бомбардировщика успел сбросить в аварийном режиме четыре водородные бомбы — то штатное оружие, которое имел на борту «Б-52» во время дежурства в воздухе. Три бомбы были найдены на суше, причем две из них оказались разрушенными. Радиоактивная начинка атомных взрывателей, состоявших из плутония-239 и урана235, из-за взрыва тротилового запала разлетелась по окрестностям Паломареса. Свидетелем падения в море четвертой водородной бомбы стал испанский рыбак Франциско Симо. Бомба, подвешенная к парашюту, опустилась в воду всего в 70 м от его суденышка. К сожалению, заявлением Симо пренебрегли, и на начальных этапах поиска район вероятного местонахождения бомбы определили по координатам упавших на сушу трех бомб, координатам места аварии и дан ным, полученным при сбросе макета бомбы с самолета такого же типа. Океанографическое управление ВМС США подготовило информацию о течениях и состоянии дна, были составлены подробные карты района. 26 января группа отдела подводных исследований фирмы «Вестингауз» начала проводить подводную съемку дна со своим буксируемым гидролокатором кругового обзора, который был снят с работ по разведке нефтяных месторождений в районе Техаса и спешно отправлен самолетом в Испанию. Четыре минных тральщика, сменяя друг друга, буксировали гидролокатор на расстоянии 100 м от дна. Ультразвуковой сигнал, отраженный от дна, улавливался антенной гидролокатора и поступал дальше по кабелю на судно, где самописец рисовал эхограмму рельефа донной поверхности. Еще два гидролокатора подобного типа были срочно изготовлены на заводе фирмы «Вестингауз» «Паркер роуд» в Балтиморе и переправлены в Испанию. С помощью трех гидролокаторов на участке Средиземного моря площадью 45 квадратных миль было обнаружено 260 мелких и крупных предметов, в том числе испанская пушка и старинный якорь. Каждый раз казалось, что отметка на эхограмме соответствует водородной бомбе, но окончательно идентифицировать подозрительный объект можно было, только используя подводные аппараты. «Триесту-2», «Дип Джипу», НРЛ, «Кэбмарин PC ЗВ», «Алюминауту», «КУРВу» и «Алвину» предстояла сложнейшая задача по поиску и подъему бомбы, имевшей диаметр чуть более 60 см и длину около 3,5 м. 15 марта с борта десантного кораблядока «Форт Снеллинг> в точке в пяти милях от берега, указанной Франциско Симо, «Алвин» был спущен на вод)'. До этого пилоты Уильям Рэйни, Марвин Маккэмис и Валентин Уилсон десять раз опускались на дно. Обслуживала погружения группа сотрудников из Вудс-Хола во главе с руководителем проекта «Алвин» доктором Эрл Э. Хэйзом. Во время одиннадцатого погружения на борту аппарата находились Маккэмис и Уилсон. Подводные горы, глубокие каньоны с крутыми свалами и неизвестные течения держали пилотов в напряжении. На глубине 750 м прожекторы «Алвина» высветили на склоне подводной горы борозду, уходившую вниз по склону. Вероятно, что такой след могла оставить упавшая водородная бомба. «Алвин» почти вплотную подошел к склону и медленно, отслеживая колею, стал опускаться. На глубине 760 м на склоне с углом 70° экипаж обнаружил кусок серой ткани. Это был парашют, на котором опускалась бомба; сама бомба лежала рядом. Сработала вспышка, фотокамера «Алвина» запечатлела долгожданную находку. После просмотра проявленных снимков, стало ясно, каким образом можно закрепить и поднять бомбу. Сложность заключалась в неустойчивом положении бомбы. В любой момент под действием течения или неаккуратного маневра подводного аппарата она могла сорваться вниз в расселину. На этом этапе к «Алвину» присоединился «Алюминаут». Меняясь, аппараты постоянно держали в поле зрения «объект 261». Над местом работ стало на якорь океанографическое судно ВМС США «хМизар». Работе подводных аппаратов мешала штормовая погода. Приходилось ждать, пока успокоится море, для того чтобы безопасно опустить «Алвин» и «Алюминаут» на воду. Нелегко было и под водой в основном из-за очень плохой видимости; любой маневр аппаратов сопровождался подъемом клубов взмученного ила, надолго обволакивавшего место работ. Операция по извлечению водородной бомбы не имела аналогов и требовала от пилотов терпения и большого мастерства. Экипажу «Алвина» удалось ухватить парашют манипулятором и оттащить его от бомбы. После этого, зажав в кисти механической руки крюк с 75-милиметровым тросом, «Алвин» медленно приблизился к стропам парашюта. Используя вращательное движение кисти, пилот «Алвина» намотал на крюк стропы и, убедившись в надежности захвата, дал команду «на подъем». Произошло непредвиденное — при подъеме трос перетерся о якорь, лопнул, и бомба опять вернулась на дно. Все нужно было начинать сначала. Только после нескольких погружений «Алвин» наткнулся на след бомбы; она лежала на глубине 869 м. Теперь дистанционно управляемому роботу предстояло закрепить подъемный трос за стропы парашюта. Это сделал «КУРВ» — необитаемый аппарат, связанный с поверхностью многожильным кабелем, по которому наверх шел сигнал от телекамер, а с судна обеспечения (в случае с бомбой это была спасательная подводная лодка «Петрел») оператор передавал сигналы управления движением подводного робота. За три дня «КУРВ» завел под стропы парашюта бомбы два специальных зубчатых зажима, прикрепленных к нейлоновым тросам. Под водой работу робота контролировал «Алвин». Во время натяжения троса и парашютных строп, когда сам парашют оторвался от дна, подняв тучи ила, Уилсону с трудом удалось увести «Алвин» из «парашютного плена». Утром 7 апреля 1966 года во дородную бомбу, уже без происшествий, вытащили на палубу «Петрела». Ночью иллюминированные корабли из «Оперативного соединения 65» прошли мимо Паломареса. Так закончилась одна из первых работ по поиску и подъему затонувшего на большой глубине объекта с помощью подводных аппаратов. Подъем «Алвина» 17 октября 1968 года в газете «Вечерняя Москва» появилась небольшая заметка: «Экспериментальная глубоководная лодка США «Алвин» затонула вчера в Атлантическом океане в 120 милях к югу от полуострова Кейп-Код, США». Для того чтобы понять, что произошло 16 октября, необходимо разобраться, каким образом осуществлялся спуск и подъем «Алвина» на борту судна катамарана «Лулу». Выбор катамарана как носителя подводного аппарата обусловлен большой устойчивостью судна во время штормовой погоды; к тому же, когда аппарат заходит в межкорпусное пространство, он оказывается в зоне, защищенной от сильных волн и ветра. Между корпусами располагается платформа с вертикальным ходом. В момент подъема аппарат становится над опущенной в воду платформой. Затем, медленно двигаясь вверх, платформа подхватывает «Алвин» и выводит его на уровень палубы, где происходит перенос аппарата краном на кильблоки. Во время всей операции подъема палубная команда фиксирует «Алвин» стропами. В день, когда случилось несчастье, погода была штормовой. Стропы, удерживающие «Алвин» на платформе, не выдержали резких нагрузок и оборвались. Люк, оставленный открытым после выхода экипажа, стал причиной катастрофы. Вода хлынула внутрь прочной сферы и увлекла «Алвин» вниз ко дну. Единственное, что можно было сделать в этой ситуации — это установить якорный буй на месте аварии и провести акустическую съемку дна вокруг этой точки. Несколько погружений «ДОВБ» — двухместного обитаемого аппарата «Дженерал Моторс», имеющего глубину погружения 2000 м, успеха не принесли. Штормовая погода заставила прервать поиск. В январе 1969 года военное океанографическое судно «Мизар» с буксируемым аппаратом НРЛ обнаружили затонувший «Алвин» на глубине 1520 м. На фотоснимках, полученных с НРЛ, было видно, что «Алвин» лежит на илистом грунте, завалившись на левый борт. Поднимать «Алвин» решили на толстом нейлоновом тросе длиной более 2 км. В начале августа «Мизар» и «Стеси Тайд» с «Алюминаутом» на борту вышли из Бостона к месту аварии. 19 августа «Алюминаут» доставил подъемный трос с закрепленным на нем стержнем-распоркой на грунт. Несколько часов ушло на то, чтобы разложить трос на дне. Затем манипулятор «Алюминаута» захватил стержень, и, подтягивая трос, аппарат начал движение к высокой рубке «Алвина». «Алюминауту» предстояло зависнуть над открытым люком затонувшего аппарата и завести в него стержень. Теоретически простой маневр на практике долго не удавался 80-тонному «Алюминауту». Концентрация углекислого газа в отсеке превысила 3%, необходимо было всплывать. Трос, оснащенный якорным буем, остался на грунте, а «Алюминаут» подняли на борт «Стеси Тайда» для зарядки аккумуляторов и ремонта манипулятора. Неделю спустя «Алюминаут» опустился на дно в четверти мили от «Алвина». В этот раз ему предстояло работать с коротким тросом, оканчивающимся стержнем и гаком для соединения с основным подъемным тросом. На первой стадии операции манипулятор «Алюминаута» разбил пластик ограждения рубки «Алвина». Затем удалось ввести стержень в люк и заклинить его. Наконец на подъемном тросе был закреплен гак. На всю операцию ушло около 10 часов. На этом миссия «Алюминаута» была закончена. Конец троса пропустили через центральную шахту «Мизара». Пролежавший около года на океанском дне «утопленник» оторвался от грунта и стал медленно подниматься на тросе к поверхности. На глубине 15 м водолазы завели стальной трос за подъемный рым аппарата. 31 августа буксируемый «Мизаром», укутанный страховочной сетью и поддерживаемый понтонами. «Алвин» вернулся домой на базу в Вудс-Холе. Поднятый на борт и осушенный, аппарат имел вполне приличный вид. Коррозия не поразила металл, не выдержал удара о грунт лишь пластик цистерн главного балласта. В них образовались трещины, А из отсека достали мокрые, но в прекрасном состоянии: шесть сандвичей, два яблока и две бутылки мясного бульона, что позволило доктору Холджеру Дженнэшку сделать заключение о том, что на больших глубинах разложение органических веществ происходит крайне медленно. Менее чем через два года «Алвин» приступил к подводным работам. Спасение подводного аппарата «Пайсис-3» Глубоководный аппарат «Пайсис-3», принадлежащий компании «Викерс Оушеникс Лимитед», был зафрахтован для прокладки подводного трансатлантического телефонного кабеля от Ирландии до Новой Шотландии, Канада. Гидронавты вели аппарат вдоль кабеля, размывая водяной пушкой мягкий грунт. Траншея, в которую опускался кабель, быстро затягивалась илом. 29 августа 1973 года после 9 часов работы на грунте, во время всплытия с глубины 480 м, аппарат угодил под буксирный трос. В результате неудачного маневра была сорвана крышка люка балластной цистерны. Вода заполнила кормовой отсек цистерны и увлекла «Пайсис» на дно. Гидронавтам Роджеру Маллинсону и Роджеру Чапмэну ничего не оставалось, как просить о помощи. Перед этим они успели отключить питание и раскрепили все оборудование. В распоряжении экипажа оставался запас жизнеобеспечивающих средств на трое суток. Авария произошла в 100 милях к юго западу от побережья Ирландии, Первый сигнал об аварии поступил в Военно-морской центр океанских систем в Сан-Диего в 4 часа 45 минут 29 августа одновременно с запросом о возможности использования в спасательной операции дистанционно управляемого необитаемого аппарата «КУРВ-3». Компания «Викерс» предложила поднять «Пайсис-3» с помощью однотипных аппаратов «Пайсис-2» и «Пайсис-5». «Пайсис-2» в это время находился в Северном море, а «Пайсис-5» - у берегов Канады. Аппараты срочно переправили в Корк (Ирландия), где их погрузили на судно «Викерс Вояджер» и доставили к месту аварии. Аппарат «КУРВ-3» — усовершенствованный вариант аппарата "КУРВ-1", участвовавшего в операции по подъему водородной бомбы у берегов Испании. «КУРВ-3» разработан для поиска и подъема ракет, торпед и снарядов и может погружаться на глубину 2100 м. С судна-носителя «КУРВ-3» отправился на базу морской авиации в Сан-Диего, Норт Айленд, затем на самолетах ВВС США С-141 «Старлифтер» — в Корк. 31 августа в 19.30 канадское кабелеукладочное судно «Джон Кабот» с «КУРВ-3» и необходимым оборудованием прибыло в точку работ. План операции предполагал поиск и доставку к аварийному аппарату троса-проводника диаметром 25 мм подводными аппаратами «Пайсис-2» и «Пайсис-5», а затем — спуск по проводнику аппарата «КУРВ-3» с подъемным нейлоновым тросом диаметром 65 мм. Погода на море портилась и могла сильно осложнить проведение всей операции. Первое погружение «Пайсиса-2» утром 31 августа оказалось неудачным. Во время попытки закрепить трос-проводник на аварийном аппарате произошла поломка манипулятора. К тому же во время второго спуска в обитаемой сфере «Пайсиса-2» появилась забортная вода. Аппарат срочно всплыл и при сильном волнении был поднят на борт «Викерс Вояджер». Высота волны достигала 10 м. Экипаж «Пайсис-5» ушел под воду в 5.45 с той же задачей, но, в отличие от экипажа «Пайсис-2», долго не мог выйти на цель. Лишь после одиннадцати часов поиска в условиях очень плохой видимости «Пайсис5» вышел к «Пайсису-3». С огромным трудом манипулятором «Пайсиса-5» удалось закрепить трос-проводник в подъемном рыме «Пайсиса-3». Аварийный «Пайсис» лежал на грунте с очень сильным дифферентом на корму. Подъемный трос, на конце которого находился стержень с распоркой, решили завести в кормовой люк уравнительной цистерны. Рано утром отремонтированный «Пайсис-2» с зажатым в манипуляторе стержнем был опущен на воду. Через час первый трос закрепили внутри кормовой сферы. В 9.42 1 сентября началось второе погружение «КУРВ-3». Во время первого погружения вода попала в разъем кабеля, и аппарат пришлось поднять на борт для ремонта кабеля. В 10.40 на глубине 450 м локатор кругового обзора «КУРВ-3» засек цель. И уже через 10 минут операция закончилась; стержень введен в люк и закреплен распоркой со стопором. Судя по изображению, которое передавала телекамера аппарата, крепление было надежным. Лебедки судна-кабелеукладчика стали выбирать подъемные троса, один из которых постепенно отделялся от кабель-троса «КУРВа-3», разрывая одну за другой перевязки из непрочной ленты, связывающей оба троса. На глубине 18 м аквалангисты остропили «Пайсис», и в 13 часов он показался на поверхности. В 13.20 Чапмэна и Маллинсона перевели в резиновый «Зодиак» и в удовлетворительном состоянии они были доставлены на «Викерс Вояджер». Почти 76 часов подводного плена гидронавты старались экономить кислород, лежали без движения, много спали, несмотря на низкую температуру в отсеке. Выгородка уравнительной цистерны была осушена, аппарат вернулся на судно-носитель «Викерс Вояджер». Спасение «Аргуса» 105-е погружение трехместного подводного обитаемого аппарата «Аргус» Института океанологии в Черном море недалеко от Голубой бухты стало серьезным испытанием для его экипажа. В этот день на борту аппарата были Евгений Павлюченко, Алексей Воронов и Сергей Холмов. Аппарат шел вдоль дна со сложным рельефом. Слева протянулся свал подводного каньона с уклоном 45°. Винты аппарата потревожили мягкий ил, покрывавший склон. Мутная илистая лавина накрыла «Аргус» и надолго его ослепила. В иллюминаторы, кроме мути, ничего не было видно. Экипаж не мог заметить тяжелый свинцовый кабель, который, сильно провисая, шел со склона. Случилось так, что «Аргус» угодил точно под кабель; он лег между выступающим аварийным буем и рубкой. Изменение плавучести и продувка балластных цистерн сильно облегчили аппарат, но он все равно оставался неподвижным. Попытка дать задний ход привела к тому, что кабель еще плотнее придавил аппарат. Это была настоящая ловушка. Через четыре часа тщетных усилий командир Евгений Павлюченко передал на поверхность судну обеспечения «Прибой»: «Аппарат в аварийном состоянии, самостоятельно всплыть не можем, просим помощи с поверхности». Аварийный буй не отдавался, он тоже был прижат кабелем. В нескольких сантиметрах от иллюминатора просматривалась свинцовая оплетка толстого кабеля. На поверхности на судне «Академик Орбели» Южного отделения Института океанологии срочно создавался штаб по спасению «Аргуса». Под воду ушли водолазы. Пересеченный рельеф дна и желтый цвет аппарата, такой же, как и цвет осадка, осложняли поиск. На помощь вышел кабелеукладчик «Цна» с опытным экипажем на борту. В аппарате все было выключено. Гидронавты легли, старались меньше двигаться, экономили поглощающие углекислый газ пластины. Выделяя кислород, пластины постепенно набухали и желтели. Химическая реакция идет с выделением теплоты, и охлаждение регенерационных пластин свидетельствовало о выработке ресурса. Время от времени пластины осторожно трогали ру кой; пока теплые — работают. Первые сутки никто не спал. Через 20 часов отказала подводная связь, она работала только на прием. Обычный молоток заменил передающий канал: частые удары по корпусу — «да, да, да», два коротких — «нет, нет». Через сутки открыли банку из аварийного запаса со свежими регенерационными пластинами. Система жизнеобеспечения «Аргуса» рассчитана на 216 человеко-часов, или на трое суток. Теплоизоляция прочного корпуса не давала опуститься температуре в кабине ниже 17°С, теплая одежда не понадобилась. В течение двух дней никто не притронулся к еде. Пытались спать и сохранять спокойствие, даже тогда, когда кислород и запасы воды были на пределе. Люди надеялись и ждали помощи сверху. Найти и приподнять кабель было чрезвычайно сложно, он глубоко зарылся в ил. На поверхности шла сильная волна, но на «Цне» и других судах Черноморского флота делали все, что могли. «Аргус» находился под водой уже 44 часа. Когда Сергей Холмов в очередной раз посмотрел в иллюминатор, он не обнаружил привычной тени кабеля. Значит «Цна» смогла его переложить. Оставшимся воздухом продули цистерны — никакой реакции. Ил плотно держал «ноги» аппарата. Оставалось сделать то, что еще не делали — сбросить аварийный груз. На «Аргусе» его вес составляет 180 кг. Семь круглых свинцовых пластин легли на дно. И только тогда аппарат качнулся и пошел вверх. Было раннее утро. Дневной свет через стекла рубки и верхний иллюминатор ворвалась в кабину «Аргуса».
Источник: Подводные обитаемые аппараты / Д. В. Войтов.