Подводные экспедиции к «Титанику»
7 сентября 1999 года. Атлантический океан. 44° 20' N, 57° 20' W. После полудня белоснежное, с зелеными палубами, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» вышло в район работ. Несмотря на удивительно тихую погоду, на открытых палубах прохладно. Облачно, солнце закрыто низкими серыми тучами. Гладкая и блестящая, как только что залитый каток, поверхность океана лишь еле заметно колышится, и только легкая ветровая рябь дает знать, что это живая вода. Невозможно поверить, что 87 лет назад именно здесь произошла трагедия века, унесшая сотни и сотни жизней ни в чем не повинных людей. И настроение на «Келдыше», и природа подстать, все здесь напоминает кладбище. Но нам все-таки надо начинать работу. Четыре ярко-оранжевых маяка вместе с чугунными грузами ушли на дно, обозначив границы подводного полигона для наших аппаратов «МИР-1» и «МИР-2». Поочередно опрашивая маяки, навигационные системы аппаратов будут вычислять координаты «МИРов» в водной толще. Инженерная группа «вылизывает» аппараты, готовя их к завтрашнему погружению. «МИРы» простояли больше полугода в Калининграде, и сейчас необходимо проверить работоспособность всех систем и механизмов. Аппараты напоминают Железного Дровосека из сказки Волкова, он так же постепенно оживал, после того как Элли закапывала масло из масленки во все сочленения железного тела. К вечеру все готово, до погружения остается ночь. 31 мая 1911 года, Белфаст. В этот знаменательный день со стапелей верфи «Харланд и Вольф» состоялся спуск на воду трансатлантического лайнера «Титаник», принадлежавшего компании «Уайт Стар». Это было грандиозное зрелище. Это был действительно гигант, его длина достигала 268 м, а водоизмещение — 66 тыс. т. Для того чтобы доставить якорные цепи, пришлось запрягать несколько упряжек с лошадьми. Верхняя палуба находилась на уровне крыши восьмиэтажного дома. Лайнер мог принять 3500 пассажиров, работу судна обеспечивал экипаж из 900 человек. Машины и механизмы представляли собой последнее слово технической мысли. Четыре лифтовых шахты проходили через шесть палуб. Шестнадцать нижних отсеков разделялись герметичными переборками, которые были сделаны из высококачественной стали. «Уайт Стар» оборудовало лайнер полем для игры в гольф, теннисным кортом, турецкими банями, игорным залом, пальмовым садом, каюты первого класса были выдержаны в стиле Людовика XVI. «По палубам можно было ходить с той же уверенностью, что и по нью-йоркским улицам, настолько неощутимым было движение судна. За ужином в большом ресторане вы вдруг с удивлением осознавали, что сидите вовсе не в одном из прекрасных и роскошных отелей» — писал впоследствии пассажир 1 класса Вашингтон Додж. Казалось, не было ничего невозможного в это время прогресса и процветания, названного современниками «позолоченным веком». 3 апреля 1912 года «Титаник» прибыл в Саутгемптон; на борт зашла часть пассажиров и был принят груз-запас продовольствия и угля на рейс в Америку и обратно. 11 апреля лайнер вышел из Саутгемптона в Квинстаун, где забрали последних пассажиров, и, наконец, «Титаник» взял курс на Нью-Йорк. На суперлайнере оказалось полтора десятка миллионеров и различного рода «королей» — нефтяных, стальных, угольных и железнодорожных. Сейфы «Титаника» приняли на хранение только одного золота на 80 миллионов долларов, и это не считая множества драгоценных изделий, принадлежащих дамам высшего света. Стоимость проезда в комфортабельной каюте класса суперлюкс составляла около 50 тысяч современных американских долларов. Всего в роковой рейс отправились 1316 пассажиров и 891 член экипажа. 8 сентября 1999 года. Северная Атлантика. Место гибели «Титаника». 44°12' N, 57°20' W. 10 часов утра. Я лежу перед левым иллюминатором и уже не вижу серо-голубой поверхности океана и небольшие волны, омывающие гладкий корпус аппарата. Под нами ни много, ни мало — 3900 м. Открыты клапаны вентиляции, в балластные цистерны набирается вода. Оранжевая палуба с тремя черными полосами скрылась под водой. Начинается спуск. Глубина 100 м. Глаза еще различают цвета, но дальше, с каждым десятком метров тьма сгущается, солнечный свет уже не способен пробиться сюда. Возникает ощущение полной оторванности от оставшегося там, наверху мира, вокруг нас черная и равнодушная океанская бездна. А в маленькой пилотской кабине, по-домашнему уютной, трое людей опускаются вниз, лишь мысленно ощущая, как с каждым метром растет давление и вода все сильнее и сильнее сжимает сферическую капсулу. Десятки ламп и индикаторов — красных, желтых, зеленых рассказывают гидронавтам о «состоянии здоровья» подводного аппарата. На глубине 1000 м командир — доктор технических наук, заведующий Лабораторией глубоководных аппаратов Анатолий Михайлович Сагалевич — делает проверки, пока все нормально. 14 апреля 1912 года. «Титаник». Над Северной Атлантикой стояла холодная, ясная и безлунная ночь. «Казалось, звезды буквально выступают из небосвода. Они сверкали, как бриллианты... Это была ночь, когда человек испытывает радость оттого, что он живет», — вспоминал Джек Тэйер, пассажир 1 класса. Волнения почти не было, и «Титаник» шел, разрезая черную воду, со скоростью 22,5 узла курсом 260°. На мостике находился вахтенный офицер Уильям Мэрдок, его повышенное внимание объяснялось тем, что с 9 утра радисты приняли уже шесть предупреждений о ледовой опасности с пароходов, шедших в сторону Американского материка. День 14 апреля подходил к концу, стрелки часов приближались к 23-40. Для впередсмотрящего Фредерика Флита было полной неожиданностью то, что он увидел прямо по курсу «Титаника». Это было чтото большое и темное, возвышавшееся над водой. Возможно, Флит и разглядел бы чтонибудь, но у впередсмотрящего не было бинокля. Не на шутку испугавшись, Флит три раза ударил в сигнальную рынду и затем сообщил на мостик: «Прямо по носу — айсберг!» Последовала команда: «Лево на борт!» — Затем: «Стоп!» и «Полный назад». Курс изменился на два румба, махина лайнера по инерции неслась вперед. На мостике почувствовали вибрацию корпуса судна. В этот момент подводная часть правой скулы в районе форпика столкнулась с острым выступом айсберга. Угол столкновения оказался крайне неудачным. Обшивка ниже ватерлинии была вскрыта льдом в самом уяз вимом месте. В шесть отсеков хлынула вода. Поверни судно на 10 секунд раньше, столкновения удалось бы избежать, на 10 секунд позже — произошел бы лобовой удар, последствия которого были бы не столь значительны. Но к несчастью, случилось непоправимое. В полной темноте нос освещенного, как рождественская елка, лайнера медленно опускался под воду. В эфир полетел сигнал бедствия: «Немедленно идите на помощь! Мы столкнулись с айсбергом. 41 °46' нордовой, 50° 14' вестовой». Тонущий «Титаник» находился в 370 милях от Ньюфаундленда, а ближе всех, в 58 милях, находилась «Карпатия», устремившаяся на помощь. Дифферент судна увеличивался. Полупустые спасательные шлюпки опускали на воду, вдруг с ужасным шумом сорвались паровые котлы. Люди кричали, отовсюду врывалась вода, погасло освещение, одна из огромных труб оторвалась и рухнула на головы несчастных, барахтающихся в ледяной воде. «Титаник» с жуткими звуками уходил под воду. Около сорока тысяч тонн воды, попавшей в корпус, тянули носовую часть вниз. Скорее всего, в этот момент «Титаник» разломился, и носовая и средняя части устремились в бездну. Корма несколько минут стояла вертикально, затем резко пошла ко дну. За всем этим последовала тишина и лишь спустя несколько секунд на спасательных шлюпках услышали голоса тонущих людей. Было 2 часа 20 минут 15 апреля. Спаслись только 703 человека из 2207 находящихся на борту «Титаника». Мало кто знает, что среди погибших было 25 пасса жиров — подданных России. Две трети пассажиров заведомо обрекались на гибель, число спасательных шлюпок было рассчитано только на 1178 мест. В основном спаслись пассажиры 1 класса: их первыми выводили на палубы и сажали в шлюпки. 18 апреля на борту «Карпатии» в Нью-Йорк были доставлены 13 шлюпок — все, что осталось от некогда блестящего лайнера. 20 апреля 1912 года. Нью-Йорк. Уже через два дня после прихода «Карпатии» со спасенными пассажирами «Титаника» в «Нью-Йорк Джоурнал» появилась заметка: «План подъема обломков «Титаника» с помощью подводных взрывов». Автором статьи был сын Джона Астора — Винсент. Фирме, специализирующейся в подводных спасательных операциях «Меррит и Чэпмэн», были предложены огромные деньги, но вскоре стала понятна техническая несостоятельность этой затеи. И несмотря на то что семьи Уайднеров и Гугенхеймов также хотели участвовать в проекте, фирма застопорила проект. Год спустя появился план подъема обломков, предложенный архитектором Чарлзом Смитом. Смит собирался опустить на дно гигантские магниты, и с их помощью поднять корпус «Титаника». Стоимость этого утопического проекта оценивалась в 1,5 млн долларов. Жертвами Первой мировой войны стали суда, участвовавшие в апрельской драме 1912 года, — «Карпатия» и «Калифорния», погиб и двойник «Титаника» — «Британик». В 1934 году прекратила свое существование компания «Уайт Стар Лайн». Только после окончания Второй мировой войны летом 1953 года первую серьезную, но неудачную попытку найти «Титаник» осуществила английская судоподъемная фирма «Райсдон Бизлей» из Саутгемптона. На зафрахтованном судне «Хэлп» Британского Адмиралтейства экспедиция отправилась в район с координатами 43° 65' N, 52° 04' W. Эхозондирование с борта судна, проведенное с 30 июля по 5 августа 1953 года, не принесло никаких результатов. Интерес к «Титанику» возобновился после публикации в 1955 году книги Вальтера Лорда «Найт ту римэмбер». В 1958 году на экраны вышел знаменитый английский фильм с одноименным названием. Потом во время холодной войны о «Титанике» забыли и только в семидесятых появились более или менее серьезные планы и проекты. Грандиозный проект 33-летнего англичанина Дугласа Вулли заключался в том, чтобы найти, сфотографировать, а затем с помощью сотен пластиковых контейнеров, заполненных водородом, поднять и по-возможности восстановить затонувший лайнер. Вулли оценивал эти работы в 2 000 000 фунтов, но никто из потенциальных инвесторов не захотел участвовать в проекте, успех которого представлялся крайне сомнительным. Другой англичанин — Артур Хиккей предлагал заморозить воду внутри и снаружи корпуса «Титаника». В мае 1978 года «Уолт Дисней Продакшн» и «Национальная география» начали подготовку к съемкам фильма о «Титанике». Для подводных работ предполагалось использовать 80-тонный подводный аппарат «Алюминаут», принадлежавший «Алкоа Корпорейшн». Этот проект был заморожен на год и в результате так и не был реализован. Проектов было множество, в том числе — для подъема предлагалось использовать тысячи пинг-понговых шариков или 180 тысяч тонн расплавленного воска, но все они так и остались проектами. Почти семь десятилетий прошло с момента гибели «Титаника». С бурным развитием глубоководной исследовательской техники идея, посещавшая за эти годы многие головы, идея поиска легендарного лайнера начинала обретать реальные черты. 14 июля 1980 года. Порт Эверглэйдс, Флорида. На борту исследовательского судна «Фэй» на поиски «Титаника» отправилась экспедиция, организованная техасским нефтепромышленником Джеком Гриммом и фильммэйкером Майком Харрисом. В экспедиции принимали участие океанолог Фред Спайс и геолог Бил Райн. Райн предполагал, что поиски надо вести в зоне размером около 600 кв. миль, основываясь на последних переданных координатах и данных о течениях и скорости дрейфа. В распоряжении экспедиции были глубоководная цветная телевизионная камера и гидролокатор бокового обзора «Си Марк». С 29 июля по 17 августа «Си Марк» обнаружил 14 объектов, идентифицированных как неровности океанского дна. Работы были свернуты из-за штормовой погоды. В июле 1981 года Джек Гримм вернулся к «Титанику» на судне ВМС США «Чайр» с «Си Марком», магнитометром и навигацией НАСА. Но и на сей раз погода воспротивилась поискам, и Гримм вернулся в Вудс-Хол ни с чем. Последняя попытка Гримма найти «Титаник» в июле 1983 года также оказалась неудачной. Восьмиметровая волна, захлестывающая судно «Роберт Д. Конрад», и сильнейший ветер не давали никакой возможности для поисковых работ. Два миллиона долларов пришлось выложить Джеку Гримму за свой неудачный проект. 9 июля 1985 года. Северная Атлантика. Борт французского научно-исследователь ского судна «Ле Сюруа». Началась первая фаза совместной франко-американской экспедиции, организованной ВМС США и Французским институтом исследований в целях эксплуатации морских ресурсов. Вооруженные многочисленными историческими данными о месте катастрофы и координатами районов работ неудачных экспедиций Гримма, французы сконцентрировали свое внимание на площади в 150 кв. миль, расположенной между точками передачи SOS и обнаружения «Карпатией» первых спасательных шлюпок с «Титаника». Поиск велся при помощи похожего на торпеду красно-черного гидролокатора бокового обзора «САР» с зоной захвата 900 м. 10 дней буксировки «САР» ничего не принесли, и «Ле Сюруа» покинуло место работ и отправилось в Сен-Пьер, где к французской команде примкнули Роберт Баллард и несколько американских коллег. С 26 июля по 6 августа с борта «Ле Сюруа» велось сканирование дна и в общей сложности было осмотрено около 80% площади полигона, но удача не сопутствовала экспедиции. 15 августа из Понта-Делгада на Азорах вышло научно-исследовательское судно Вудс-Хольского института «Кнорр» с 25 членами экипажа и с 24 учеными, в том числе и подлетевшей на Азоры командой с «Ле Сюруа». Район поиска был несколько смещен к юговостоку. Американцы имели в своем распоряжении два буксируемых аппарата — «АНГУС» и «Арго». С 25 августа видеокамеры «Арго» в течение шести суток передавали изображение лишь голого дна. Погода на редкость удачная, поверхность океана гладкая как стол, такая же, как в ночь гибели «Титаника». «Арго» парит на высоте 14,6 м от дна на глубине 3784 м. Картинка на мони торе практически не меняется, глаза операторов устали от монотонности серого грунта, а до конца экспедиции остаются считанные дни. Было около часа ночи, когда на экране монитора неожиданно появились очертания предмета округлой формы, предмета явно искусственного происхождения. «Обломки!» — воскликнул Билл Ланг. — Позовите Боба!» Кок Джон Бартоломью зашел к Балларду и попросил его зайти в дисплейную лабораторию. Там все пристально всматривались в экран монитора, Жан-Луи Мишель рассматривал альбом с фотографиями «Титаника». На одной из фотографий, датированной 1911 годом, был изображен котел машинного отделения. Сомнений не могло быть, «Арго» вышел на один из 29 котлов «Титаника». Тут же были взяты координаты по спутниковой навигационной системе. Обломки «Титаника» лежали в 13,5 милях к юго-востоку от места, координаты которого указывались в позывных бедствия. А на экране сменялись изображения: порталы, скрученные секции ограждения, ряды тарелок, палубные детали. Работа продолжалась, «Арго» заменили «АНГУСом» с 35-миллиметровой фотоустановкой. Буксируемый аппарат вели над дном в 10 м. В «поле зрения» камеры попадали тысячи объектов больших и малых: китайская посуда, медные чайники, спинка кровати, изящные чайные чашки, лежащие рядом с серебряным подносом, бутылки шампанского, бордоского и бургундского вина. Начиналось самое интересное, но продолжать съемки дальше уже не представлялось возможным: портилась погода, усиливался ветер и волны достигали высоты 5 м. 9 сентября экспедиция вернулась в Вудс-Хол. На пресс-конференции Роберт Баллард заявил: «Титаник» лежит на глубине 3800 м, на склоне небольшого каньона, стенки которого огибают обломки лайнера. Носовая часть смотрит на север и стоит в грунте почти на ровном киле». Полученные видеоматериалы помогли создать общую картину катастрофы. Но Роберту Балларду этого было недостаточно: «Мне хотелось не просто найти «Титаник», но и заглянуть в его нутро». Год спустя состоялась следующая экспедиция Балларда, на сей раз на судне Вудс-Хольского института «Атлантис-2». 9 июля 1986 года «Атлантис-2», на борту которого находились 56 человек, отправился к «Титанику». Программа погружений к «Титанику» на глубоководном обитаемом аппарате «Алвин» получила название «Проект Титанус». «Алвин» был оснащен видеокамерой высокой чувствительности, располагавшейся в носовой части аппарата и помогавшей пилоту обозревать пространство впереди. Для видеозаписи в кабине установили три видеодеки. К одной из них подключалась цветная телекамера, закрепленная на манипуляторе вместе с фотокамерой, вспышкой и светильником. Вторая дека соединялась с кабелем направленной вниз черно-белой камеры с широкоугольным объективом. Камера обеспечивала качественное изображение даже при минимальной освещенности. На третью деку приходил сигнал от цветной телекамеры подводного робота «Джейсона-младшего». Его премьера должна была состояться именно в этой экспедиции. «Джейсон» разместился в специально изготовленном для него «гараже» в носовой части «Алвина». В воде робот за счет четырех электродвигателей выходит из «гаража» и отходит от аппарата, оставаясь привязанным к нему кабелем, длина которого достигает 60 м. Назначение «Джексона» — видео- и фотосъемка в труднодоступных для «Алвина» местах. Утром 13 июля 1986 года «Алвин» выкатили из ангара на корму «Атлантиса» и установили под подъемной А-рамой. Начались предспусковые проверки. Четыре тяжелых груза вывезли на тележках и подвесили сбоку на аппарате. К 8.15 все системы были проверены. Пилот Ральф Холлис, второй пилот Дадли Фостер и Роберт Баллард сняли обувь и поочередно забрались через рубку в люк аппарата. Ральф Холлис тщательно задраил люк, в это время Роберт Баллард приоткрыл вентиль на редукторе кислородного баллона. Все было готово к спуску, и, после того как Ральф запустил систему очистки воздуха, рама приподняла «Алвин» над палубой и мягко опустила его в воду. Экипаж быстро осмотрел содержимое кабины; все оборудование и главным образом вводы должны быть сухими. Пилоты группы «Алвин» имеют огромный опыт работы на подводном аппарате. Главный пилот Ральф Холлис работает в группе с 1975 года, Дадли Фостер — с 1974, он принимал участие в погружениях экспедиции ФАМОУС. В 8.35 клапана вентиляции открыты. Четыре груза, закрепленные на «Алвине», тянут вниз. В иллюминаторах появляется «планктонный снег», идущий вверх. «Джейсон>> спокойно лежит в своем «гараже». Если он будет работать, как было запланировано, то удастся обследовать такие места на «Титанике», куда «Алвин» просто не сможет проникнуть. Если робот запутается в обломках, то в крайнем случае можно будет обрезать его кабель. Глубина 30 м. Дневной свет быстро меркнет. С такой скоростью «Алвин» дойдет до грунта за два с половиной часа. Роберт Баллард включает магнитофон с за писью Эдварда Грига; музыка успокаивает и помогает коротать время, отведенное на спуск. Внезапно перед аппаратом возникает акула. Хорошо, что гидронавтов отделяла от нее толстая титановая стена. Глубина 360 м, стало абсолютно темно. Для экономии батарей внешний свет был выключен, горели только три маленькие лампочки внутри кабины. Ральф располагался на небольшом стуле перед центральным иллюминатором, Фостер и Баллард полулежали на боковых диванчиках у правого и левого иллюминаторов. Глубиномер «Алвина» показывает «1500», прошел уже час с начала погружения. В сфере становилось холодно; на стенках образовались капли конденсата. «В мое первое погружение на «Алвине», — вспоминал Роберт Баллард, — я решил, что стекающие капли свидетельствуют о течи в прочном корпусе. Пилот лишь улыбнулся и объяснил мне, в чем дело». Через 10 минут глубина увеличилась еще на 300 м. Температура падала, пришло время утеплиться. Наконец «Алвин» на фунте. Пока ничего не видно, но «Титаник» должен быть где-то недалеко. Сбросив две стальные пластины, Ральф Холлис запускает двигатели, аппарат начинает движение. Ральф пристально вглядывается в серый осадок грунта, удерживая «Алвин» на скорости в 1 узел. Навстречу аппарату несется рой взвешенных частичек. Внезапно раздается очень неприятный сигнал тревоги с аварийной панели. Это значит, что через ушютнительное кольцо в боксосновной аккумуляторной батареи медленно, но верно поступает морская вода. Вода постепенно замещала легкое масло, увеличивая общий вес аппарата. Дальнейшее поступление грозило коротким замыканием в батарее, выходом из строя электрооборудо вания и, фактически, срывом всей экспедиции. Конечно, никто из гидронавтов не хотел возвращаться с пустыми руками, но было ясно, что времени оставалось только на краткий осмотр и всплытие. К тому же это первое погружение за общим номером 1705 продолжало преподносить «сюрпризы». Надежда на сонар не оправдалась — он вышел из строя и Ральф вел аппарат практически вслепую, ориентируясь только на компас. Навигатор с «Атлантис» сообщил,- «Один из маяков на дне стал давать неверные дальности и стало невозможно определить точное положение «Алвина». Предположительно «Титаник» находится в 50 ярдах к западу от вашего настоящего положения». Ральф повернул на курс 270°. Дно стало выглядеть странно; хотя обломков лайнера пока не было видно, оно резко пошло вниз. «Алвин» двигался со скоростью 30 м/мин. «Мне показалось, что я увидел темную стенку с другой стороны холма, — рассказывал потом Роберт Баллард, — и я попросил Ральфа довернуть вправо. Ральф выполнил этот маневр. Впереди перед иллюминаторами возникла темная стена, поднимавшаяся прямо от дна, — это был массивный корпус «Титаника». Черная необъятная стена занимала все обозримое пространство. В иллюминаторах отчетливо проявились темно-оранжевые «сталактиты», покрывавшие борт. Впервые за 74 года, прошедшие со дня трагедии, человек подошел так близко к легендарному «Титанику», унесшему вместе с собой в царство вечной тьмы полторы тысячи жизней. «Атлантис-2», «Атлантис-2 — я «Алвин», находимся у основания средней секции. «Титаник» найден! Но у нас очень мало энергии, аккумуляторы дают утечку», — сообщил Баллард на «Атлантис-2». Ральф сбросил два последних груза и «Алвин» пошел наверх, к поверхности. 14 июля 1986 года. Второе погружение «Алвина»; в кабине — Ральф Холлис, Мартин Боуен — оператор «Джейсона», заменивший Дадли Фостера у левого иллюминатора, и Роберт Баллард. При подходе к грунту секторный сонар работает хорошо, объект находится на курсе 180°. Ральф осторожно управляет «Алвином». Из тьмы вырастает корпус «Титаника», нос зарылся в грунт более чем на 18 м. Только шестиметровая часть темного корпуса с ярко очерченными углами возвышается над дном. Правый якорь на высоте 2 м, левый — касается грунта. Кругом была ржавчина: ручьи и целые потоки ржавчины свисали с бортов. От написанного золотой краской названия пятиметровой высоты остался лишь слабый отпечаток буквы «С». «Алвин» поднялся вверх и опустился на палубу. Жалкое зрелище: деревянный настил был сильно изъеден морскими червями. Если не выдержало дерево, то что говорить о человеческих останках. На капитанском мостике в гордом одиночестве стоял бронзовый пьедестал штурвала. «Алвин» остановился перед огромным проемом главного трапа. Сюда можно было запустить робота. Левый борт лайнера был лучшим местом для работ. Здесь не так сильно чувствовалось придонное течение. «Алвин» прошел мимо иллюминаторов палуб А и В и остановился на шлюпочной палубе. Вдруг корпус вздрогнул, раздался резкий металлический звук, и водопад ржавчины закрыл иллюминаторы. Оказалось, что «Алвин» задел шлюпбалку спасательной шлюпки № 8. Именно здесь, на этом месте Ида Штраус отказалась покинуть борт тонущего лайнера. Она погибла вместе со своим мужем Исидором. «Алвин» подходит к месту разлома. Вид искалеченных палуб напоминает разорванный сандвич. Время погружения заканчивается, Ральф освобождает аппарат от грузов, начинается долгое восхождение к солнечному свету и теплу. Это погружение тоже не обходится без «приключения». Уже на поверхности во время сильной качки «Джейсон» выскользнул из бункера и повис на кабеле. Все обошлось: «Алвин» и «щенок» в конце концов оказались на палубе «Атлантиса». Третье погружение «Алвина». Очень хорошая видимость под водой у грунта. «Алвин» опять зашел с носа, подвсплыл и подошел к провалу главного трапа. Мартин Боуэн, управляющий движением «Джейсона», опустил его вниз на три пролета до палубы С. Робот передавал изображения массивной дубовой лестницы, колон зала, хрустальной люстры, свисающей с потолка на проводе и обросшей морскими организмами, контура, оставшегося на стене от часов. Мартину приходилось выполнять ювелирную работу, малейшие прикосновения робота к корпусу «Титаника» вызывали водопады ржавчины. В следующем погружении робот подошел к каюте капитана Смита, «осмотрел» лебедку, опускавшую шлюпки, «заглянул» в окна гимнастического зала. Все обросло желтыми, оранжевыми и бурыми сталактитами. 16 июля во время пятого погружения Мартин попытался завести робота через большой иллюминатор палубы А. Не получилось. «Ему надо сесть на диету», — шутил Баллард. 18 июля. Погружение № 6 на поле обломков. Тысячи и тысячи обломков и различных предметов разбросаны по дну. В основном, это предметы из кают 2 и 3 клас сов: чашки, вилки, угольные лампы, сейфы, опустошенные еще во время эвакуации. Поле обломков впечатляет, его размеры: длина около 1600 м, ширина около 1000 м. После шести 10-часовых погружений — день перерыва. Погружение к кормовой части сложно и опасно. На дне лежит груда искореженного железа. Во время седьмого погружения манипулятор «Алвина» положил на палубу кормовой части табличку, на которой было написано: «В память о тех, кто погиб вместе с «Титаником» в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года». Всего за 12 дней удалось сделать 11 погружений, пробыв на «Титанике» 33 часа. Было получено около 100 часов видеозаписей и 50 000 фотокадров. 28 июля «Атлантис-2» вернулся в Вудс-Холл. Только теперь стала ясна общая картина трагедии, произошедшая 14 апреля 1912 года. После того как «Титаник» врезался в айсберг, вода стала затапливать одно за другим носовые отделения. Скорость поступления воды составляла 7 тонн в секунду. Нос лайнера погружался. Вскоре под водой оказался мостик, вода заливала главный трап. Над поверхностью возвышалась только корма. Угол наклона составлял 45° или даже больше. Разлом произошел в районе котельных и машинного отделения, в этот момент на шлюпках как раз услышали ужасающий звук. Носовая часть, куски средней части корпуса и паровые котлы быстро опускались на дно. Вслед за ними последовала кормовая часть «Титаника». С дифферентом около 10° носовая часть врезалась в грунт на глубине 3790 м, затем улеглась, надломившись по всей высоте корпуса в двух местах в районе кают первого класса. Кормовая часть, развернув шись еще на поверхности на 180°, легла на грунт на глубине 3795 м в 600 м к югу от носа. Основная часть обломков оказалась разбросанной в радиусе 100 м от кормовой части. Это были куски палубы и бортов, 4 огромных котла, детали машин, 3 корабельных сейфа, кожаная обувь и даже фарфоровая голова куклы. Все дно вокруг было усеяно обломками. 8 сентября 1999 года. Северная Атлантика. Борт глубоководного обитаемого аппарата «МИР-1». Глубина 1500 м. Сергей Кудряшов, занимающий место у правого иллюминатора, берет в руки камеру и просит Сагалевича рассказать о первой российской экспедиции на «Титаник». Анатолий Михайлович садится поудобнее в пилотском кресле, поправляет очки и начинает рассказывать: «Это наша четвертая экспедиция на «Титаник» и аппарат «МИР-1» в очередной раз спускается к этому затонувшему судну. Лично для меня это 22-й спуск на «Титаник». Первая экспедиция с канадской фирмой «IMAX» состоялась в 1991 году. Мы впервые снимали глубоководный фильм в формате «IMAX». Фильмы «IMАХ» очень зрелищные, съемка идет на широкую пленку специальной камерой, которая устанавливалась к центральному иллюминатору. Фильм показывался в кинотеатрах с экраном 20x30 метров. Когда зрители смотрят кадры фильма «Титаника», то у них возникает ощущение присутствия в подводном аппарате. До этой работы на таком сложном объекте была экспедиция на «Комсомолец» — атомную подводную лодку, затонувшую в Норвежском море. Лодка была менее опасна, чем «Титаник», с точки зрения ее обследования. Лодка имела гладкие обводы, там практически, кроме рубки, не было выступающих частей. «Титаник» же — это груды ржавого железа с нависающими бортами, с открытыми трюмами, сломанной мачтой, и для нас, конечно, эта первая экспедиция была некоторой школой обследования глубоководных объектов сложной конфигурации. Конечно, у нас уже был опыт работы в сложных условиях рифтовых зон с вертикальными стенками и нависающими уступами, но «Титаник» все-таки реально опасен, и там надо быть бдительным, аккуратным и иметь определенные профессиональные навыки, которые приходят только с практикой. До той поры мы видели «Титаник» на картинках, видели в фильме Боба Балларда, в художественных фильмах. Но то, что мы увидели, в какой-то степени превзошло все ожидания в плане восприятия того, что здесь произошло в 1912 году. Конечно, когда смотришь на ржавые останки на дне, думаешь, что этого могло бы и не быть. Более 1500 жизней! И понимаешь, что в то время люди не были готовы к эксплуатации такого блестящего, огромного и комфортабельного судна. В течение этого века затонуло много судов, но «Титаник» — своего рода легенда, в связи с тем что судно смотрело в следующий век. И для людей эта трагедия оказалась полной неожиданностью. Что мы видели тогда в 1991 году и в последние годы? «Титаник», его части — носовая длиной 180 м и кормовая длиной около 100 м — сами по себе не изменились. Это ржавые куски железа, «сосульки», наплывы ржавчины. Что касается тех предметов, которые лежали вокруг «Титаника» и выпали в основном из кормовой части, когда она тонула, то здесь изменения произошли существенные. Во время первой нашей экспедиции в 1991 году на дне было обнаружено очень много предметов, кухонной утвари, бутылок, тарелок и чашек, чемоданов с личными вещами. В 1987 году на «Титанике» работали французы вместе с американцами и подняли более 1500 предметов, часть которых была передана в музей, а часть исчезла в личных коллекциях и позже всплыла на аукционах. Американская фирма RMS «Титаник», работающая в течение многих лет с французским аппаратом «Наутил», подняла очень много предметов, так что сейчас поля обломков просто не существует, оно исчезло». 10 июля 1987 года. Тулон. От стенки отходит французское исследовательское судно «Надир». Экспедиция была организована компанией «Титаник» Венчерз», заключившей контракт с «ИФРЕМЕР» на двухмесячные работы и подъем предметов с «Титаника». Ставка делалась на новый глубоководный французский аппарат «Наутил» и робот «Робин». Стоимость этой экспедиции оценивалась в 6 млн долларов. За 32 погружения «Наутила» общей продолжительностью 200 часов французам удалось обнаружить и поднять 1800 различных предметов, находившихся на «Титанике». Со дна, с кормовой части и с поля обломков были подняты: бронзовый херувим, держащий в правой руке лампу, фарфоровая посуда из помещений первого класса, сумка доктора с медицинскими инструментами, кожаный саквояж, принадлежавший пассажирам первого класса — чете Беквис, которые покинули борт «Титаника» на лодке № 5, забитый драгоценностями, золотыми монетами и банкнотами США. Было сделано 7000 фотокадров и отснято около 140 часов видеозаписей. К картинам катастрофы, написанным по многочисленным фото- и видеоматериалам художником Кеном Маршалом, доба вился вид правой стороны кормовой части и груды обломков, разбросанных вокруг. Сейф из кают второго класса, найденный год назад пилотами «Алвина», был поднят и вскрыт. Вполне вероятно, что именно этот сейф побудил знаменитого режиссера Джеймса Камерона к созданию фильмакатастрофы о «Титанике». После этой экспедиции пресса всего мира объявила французов из «ИФРЕМЕР» пиратами и гробокопателями. Пассажирка «Титаника» Эва Харт, скончавшаяся в Лондоне в 1996 году, заявляла тогда: «Это пиратство, а не спасение. Ведь там 1513 человек...» Но и до сегодняшнего дня моральный и правовой вопрос «Титаника» толком не решен. Его остатки лежат в нейтральных водах и никто не обладает правом собственности на них. Правда, в 1992 году федеральный окружной суд Норфолка, США, предоставил компании «РМС Титаник» особый статус, который дает компании эксклюзивные права на подъем и владение предметами с затонувшего лайнера. «РМС Титаник» является преемницей компании «Титаник» Венчерз», ее возглавляет бывший торговец автомобилями из американского штата Коннектикут Джорж Туллок. Компания Туллока дала обязательство вести планомерную работу по поднятию предметов с «Титаника» и их сохранению. При этом она обязалась не торговать ими. Непонятно только, почему суд Норфолка имеет привилегию и право решать подобные вопросы. Забегая несколько вперед, замечу, что в 1997 году с публичным осуждением компании «РМС Титаник» выступил «Международный конгресс морских музеев», отметив в своем заявлении то, что консервации подлежала лишь половина поднятых предметов, что часть их не регистрировалась и, возможно, была распродана частным коллекционерам. А 4 октября 1999 года на заседании Верховного суда США компания «РМС Титаник» была лишена прав на использование обломков «Титаника» и таким образом сняты все ограничения на проведение подводных работ на месте гибели лайнера. Прошло пять лет после того, как Роберт Баллард впервые увидел перед собой «Титаник». Обломки лайнера продолжали притягивать к себе исследователей. Третьей по счету стала экспедиция 1991 года на научно-исследовательском судне Российской Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя подводными обитаемыми аппаратами «МИР-1» и «МИР-2», способными погружаться на шестикилометровую глубину. Первая экспедиция с аппаратами проходила в Тихом и Атлантическом океанах в районах гидротермальных полей, где были получены редкие фотографии и видеозаписи, взяты образцы пород и морских организмов. В мае 1989 году после гибели в Норвежском море атомной подводной лодки «Комсомолец» именно с «МИРов» было произведено обследование лодки и ее атомного реактора. Для создания фильма о «Титанике» Стивен Лоу — руководитель канадской съемочной группы из компании «Аймакс» — не случайно выбрал российские «МИРы», его привлекала возможность использования сразу двух аппаратов. Один из них становился «осветителем», неся на своих раздвижных штангах мощные подводные прожекторы, другой, с установленной кинокамерой, заряженной 70-миллиметровой пленкой, мог легко маневрировать и выбирать наиболее удачные виды для съемки «Титаника». Руководил первой российской экспедицией на «Титаник» Анатолий Михайлович Сагалевич, подводный стаж которого уже перевалил за 3000 часов. Сразу после первого погружения Сагалевич рассказывал: «Первое чувство — оно несколько тягостное. «Титаник» лежит на дне. Ржавое тело, ржавый корпус — все, что осталось от судна когда-то великолепного. Правда, живой аппарат идет на фоне мертвого железа — это впечатляет. И, конечно, главный интересующий всех вопрос: «Видели ли пробоину?» Вспоротую часть увидеть очень сложно, так как она находится под осадком, ведь «Титаник» довольно глубоко ушел в него. Только в самом конце носовой части видно, что секция вскрыта». После каждого из 17 погружений накапливался отснятый материал, составивший основу 1,5-часового фильма. Он вышел на экраны в том же 1991 году, и его показ в специально оборудованных кинотеатрах «Аймаке» каждый раз проходит с успехом. Причина его — визуальный и звуковой «эффект присутствия» зрителей в событиях, разворачивающихся на громадном экране. Потрясающее зрелище, когда почти на четырехкилометровой глубине манипулятор подводного аппарата оставляет на капитанском мостике венок в память о погибших на «Титанике». Во время одного из погружений на «Келдыш» был поднят кусок бортовой обшивки «Титаника» толщиной в дюйм. На принадлежность к корпусу указывали три дырки от заклепок и частицы краски, которой красили борта лайнера. В 1995 году 'журнал «Попьюла сайнс» опубликовал результаты тестов, проведенных с этим образцом. Из трех образцов: с «Титаника», куска стали образца 1911 года с верфи в Белфасте и куска совре менной обшивки — два первых после серии ударов на стенде были расколоты на две части, и только третий образец лишь промялся, но остался целым. Кстати, и температурные условия были выполнены, образцы охлаждали до 1,7°С, такой была температура воды в ту роковую ночь. Хрупкость образца стали с «Титаника» объяснялась повышенным по сегодняшним меркам содержанием серы. Таким образом, можно предположить, что хрупкость листов стали, из которой собирался корпус «Титаника» стала причиной возникновения таких значительных разрушений правого борта после столкновения с айсбергом. В 1993 году «РМС Титаник» совместно с «ИФРЕМЕР» организовали вторую экспедицию к обломкам «Титаника». За 15 погружений «Наутил» поднял со дна около 800 предметов. Французы использовали телеробот «Робин» для съемок «Титаника» и поля обломков. Видеоколлекция составила более ста часов записей. Все предметы, поднятые на поверхность, были специально обработаны и законсервированы. Летом 1994 года состоялась следующая экспедиция «РМС Титаник» и «ИФРЕМЕР». «Наутил» погружался к «Титанику» 18 раз. Со дна были подняты предметы общим весом три тонны, в том числе золотые карманные часы и сувенирные голландские тарелки, бронзовые канделябры, фарфоровые кувшины и даже бинокль. Кто знает, окажись этот бинокль в руках у впередсмотрящего Флита, возможно, и удалось бы вовремя изменить курс и уклониться от столкновения с айсбергом. Правда, я по своему опыту знаю, что разглядеть в темное время на поверхности океана неподсвеченные объекты крайне сложно. Для подъема предметов французы использовали блоки синтактика и огромные мешки, заполненные дизельным топливом, которые предварительно опускались на дно. После того как пилоты «Наутила» набирали образцы и загружали ими корзины, блоки и мешки освобождались от грузов весом в несколько сотен тонн и всплывали на поверхность, вытягивая за собой десятки предметов. Каждое погружение «Наутила» обходилось «РМС Титаник» в несколько десятков тысяч долларов, поэтому из каждого спуска выжималось максимально возможное. 8 сентября 1999 года. Северная Атлантика. Борт глубоководного обитаемого аппарата «МИР-1». Глубина 2600 м. А. М. Сагалевич докладывает: «У нас все в норме, как поняли, прием». Голос радиста с «Келдыша» повторяет сообщение. «Мы сядем в 800 метрах севернее носа «Титаника», прием». На этой глубине стаканчики из пеностирола, которые мы везем снаружи в небольшой сетке, обжались давлением и стали меньше водочной рюмки. До грунта остается 1160 м. Аппарат сядет на осадок и потом будет двигаться в сторону носовой части «Титаника» и там подождет второй аппарат — «МИР-2». 12.40 «МИР-1» плавно опускается на дно, почти не взмучивая осадок. Очень сильное течение сносит поднявшуюся взвесь и начинает тащить аппарат. Определились по навигации. Нос «Титаника» в 900 м от нас. Начинаем движение курсом 170°. По пути попадается небольшой пологий холм, за ним, на осадке — вкрапление каких-то черных бляшек. Стали видны развалы камней, между ними буро-коричневые пятна ржавчины. Почти в шахматном порядке лежат морские звезды, образующие целую колонию. Вид у них не совсем приятный; от не большого тельца отходят тонкие, бледные бело-желтые лучи. Мощное придонное течение несет частички взвеси, которые сильно ограничивают видимость, даже мощные прожекторы не могут пробить эту сплошную пелену. Течение сбивает аппарат с курса, рябь на грунте — это следы действия подводной реки. Бело-розовая актиния сидит на черном предмете, похожем на кусок угля. А вот и небольшая, цилиндрической формы, белая фарфоровая чашка. Чуть поодаль на маленьком возвышении расположилась группа из семи чашек, некоторые развернуты к нам красными флажками «Уайт Стар Лайн». Необычно видеть хрупкий фарфор из другого мира на подводном ландшафте, очень напоминающий лунный. Когда-то эти чашки стояли на роскошных столах плавучего дворца. Метров через тридцать натыкаемся на полипропиленовый фал и груды якорных цепей; это явно не с «Титаника». Цепи в качестве грузов использовали французы в своих экспедициях и потом бросили их рядом с обломками «Титаника». Мы почти у цели, на экране локатора явно бьет носовая часть. Стали видны пересекающиеся следы лыж подводных аппаратов, работавших здесь прежде. Наш аппарат переползает через горку и через несколько секунд оказываемся прямо перед якорем «Титаника». Впечатление такое, что это — барельеф на огромном черном фасаде здания, настолько якорь врос в борт и оплыл потоками ржавчины. Грунт рядом с бортом усеян кусками ржавого металла. Сам борт словно кровоточит серо-желтыми сталактитами, напоминающими переплетенные корни растения. «МИР-1» поднимается вверх, из метели движущихся частиц выплывает резко очерченная носовая часть «Титаника». Под острым углом сходятся леера, с них свисают куски рваного «поролона». Здесь поселилось морское перо, за год оно подросло на несколько сантиметров. В иллюминаторах — огромный распластанный якорь, звенья лежащих на носовой палубе якорных цепей поражают воображение своими размерами. «Сейчас будет первый трюм, — говорит Сагалевич, — В нем везли автомобили и, помните, по фильму, в один из авто залезли Джек с Розой. В 1995, когда работали с Джимом, мы запускали туда телеробот, его запускали с «МИР-2», а мы с той стороны снимали». Аппарат, сопротивляясь течению, парит над «Титаником». Проходим над завалившейся мачтой, от корзины, или, как ее называли, гнезда впередсмотрящих, ничего не осталось, свисают только куски дна корзины. На правом борту отполированные течением кнехты, рядом с провалом парадного трапа — шпиль, на котором лежит табличка. Буквы разобрать трудно, но я знаю, что на ней написано: «В признание научных усилий американских и французских исследователей, нашедших «Титаник». Пусть те, кто прибудет сюда после нас, оставят в неприкосновенности этот лайнер и его обломки в качестве глубоководного мемориала». Эту бронзовую табличку оставил Роберт Баллард в 1995 году. В отличие от французов, мы всегда выполняли это пожелание. В кадре фильма Эла Гиддингса о нашей экспедиции 1991 года манипулятор «МИР» поднимает и подносит к объективу телекамеры золотую диадему, а затем возвращает ее на грунт. Идем дальше; рядом с палубной лебедкой лежит оставленный французской экспедицией сачок на длинной ручке, справа — разрыв корпуса, видны кабели и провода. Опускаемся по борту, минуя каюту капитана Смита, и каюты первого класса. Свет прожекторов отражается в стеклах уцелевших иллюминаторов. Бронзовые рамы иллюминаторов выглядят как новые. «МИР-1», видим ваш свет, подходим к носу», — слышим сообщение от «МИР-2». Некоторое время работаем вместе с экипажем «МИР-2», снимаем на видео- и фотоаппарат на фоне палуб «Титаника», затем расстаемся и направляемся на поле обломков в сторону кормовой части. На поле обломков ничего интересного не попадается, только бурые пятна ржавчины, следы лыж, разрытые воронки в грунте и брошенные мешки — грузы с «Наутила». Берем кусочек ржавчины и пару биологических образцов. Кормовая часть выглядит ужасно и совершенно неузнаваемо. Это огромная развороченная груда обломков, маневрировать рядом с которой сложно, да и просто опасно. Из хаотического нагромождения торчат всевозможные куски металла и труб, все выглядит будто после мощного взрыва. Покидаем это кладбище металла, насос морской воды откачивает воду, аппарат отрывается от грунта, начинается восхождение. Первое разведывательное погружение в этом рейсе заканчивается. В экспедиции 1996 года, финансируемой каналом «Дискавери», совместно с группой из «ИФРЕМЕР» приняла участие международная группа ученых: специалистов по микробиологии, металлургии и истории. Данные, полученные при использовании сонара для сейсмопрофилирования, помогли получить новую информацию о повреждении правого борта носовой части «Титаника». Повреждение правого борта в результате столкновения «Титаника» с айсбергом представляют собой серию из 6 продольных щелей, общая площадь которых не превышает 12 кв. футов. Чтобы понять, что произошло с «Титаником» на поверхности, были проведены компьютерные расчеты, основанные на полученных данных из экспедиции 1996 года. Специалистами было рассчитано давление на корпус судна. Оно оказалось равным 35 тыс. фунтов на кв. дюйм. Неудивительно, что корпус не выдержал такого давления и раскололся на части. Еще одно заключение сделал канадский микробиолог Рой Куллимор. Оказывается, уже 20% металла носовой части «съедено» бактериями и в конце концов весь корпус «Титаника» превратится в груду ржавчины. С поля обломков французы попытались поднять огромный кусок борта шириной 4,3 м и длиной 7,2 м, его вес составлял почти 22 т. Кусок был обвязан и прикреплен к мешкам, заполненным соляром. Когда до поверхности уже оставалось 60 м, оборвался нейлоновый фал и гигантский образец рухнул на дно. Общий итог совместной работы «РМС Титаник» и «ИФРЕМЕР» — подъем на поверхность более 5000 предметов. В их числе: корабельный компас, кнехты, рында, кожаные чемоданы, множество бутылок, часов, украшений из золота и серебра, керамическая и фарфоровая посуда. Сотни образцов, обработанные специальным образом, находятся сейчас во многих музеях мира. С 1991 по 1992 год в морских музеях Стокгольма, Мальме, Гетеборга и Осло проходила выставка поднятых предметов. Предметы с «Титаника» можно увидеть в Национальном морском музее в Гринвиче, музеях Мемфиса и Гамбурга. В экспедиции 1998 года французам все же удалось поднять 22-тонный кусок борта «Титаника». Кроме того, одной из остальных целей подводных работ было создание большой мозаичной картины из фотокадров, полученных во время съемок на дне фотосистемой со сверхвысоким разрешением. 1992 год стал началом подготовки следующей экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» на «Титаник». Знаменитый американский кинорежиссер, создатель «Терминатора» и «Чужих» Джеймс Камерон прилетел в Москву, а затем и в Калининград, где базируется «Келдыш» с двумя глубоководными обитаемыми аппаратами «МИР», для того чтобы познакомиться с командой и возможностями «шеститысячников». В то время он еще не определился со сценарием, но ему очень хотелось сделать фильм о «Титанике». Прошло два года, за это время был написан сценарий фильма-катастрофы, фирма «Вестн спэйс энд марин» изготовила телеуправляемый робот для съемок во внутренних помещениях «Титаника». В 1995 году «Келдыш» вышел в Северную Атлантику к месту гибели «непотопляемого плавучего дворца». «МИР-1» был оснащен поворотной рамой, на которую установили кинокамеру Panavision, для нее изготовили специальный термобокс. Заряженной на каждый спуск пленки хватало лишь на 20 минут, а продолжительность погружения к обломкам «Титаника» достигала 15-20 часов. «МИР-1» и «МИР-2», ведомые пилотами А. М. Сагалевичем и Е. С. Черняевым, работали в паре. С «МИРа-1» снимался сам «Титаник» и «МИР-2», который на фоне ржавого, обросшего «сталактитами» корпуса выглядел ярким кораблем пришельцев из будущего. Повинуясь всем командам оператора, телемодуль, связанный с «МИ Ром-2» 30-метровым кабелем, послушно покидал свой гараж и заходил через центральный лестничный проем внутрь носовой части лайнера. Камера модуля передавала изображения помещений, палуб, различных предметов — разбитых и хорошо сохранившихся. Как новая выглядела на экране монитора хрустальная люстра, несмотря на то, что прошло целых 83 года. Это было путешествие в прошлое. Джеймс Камерон 12 раз опускался к «Титанику»: «Я всегда интересовался кораблекрушениями и мне приходилось совершать такого рода погружения, но «Титаник» — это поистине Эверест среди кораблекрушений. Это нечто недосягаемое и несравнимое, до него — 2.5 мили, два часа ты опускаешься в черную бездну. Чтобы достичь этой глубины. И потом, когда это вдруг появляется перед тобой, ты испытываешь совершенно непередаваемые ощущения и не можешь увидеть все разом, настолько велико это судно. Я в жизни не видел ничего подобного. Когда ты видишь перед собой такое, когда осознаешь, вернее, пытаешься осознать, что лежит перед тобой, рождается ощущение не просто чего-то реального, а какой-то непостижимой сверхреальности». Подводные съемки и исследования нужны были для подготовки самых важных деталей и фрагментов будущей кинокатастрофы. «С помощью «МИРов» мы снимали и внутри «Титаника», съемки зафиксировали то, что прежде было недоступно ни глазу, ни приборам», — вспоминал Джеймс Камерон. По подводным съемкам и находкам, внутреннее и внешнее убранство «Титаника» были восстановлены с большой точностью. Глубоководная техника, словно машина времени, перенесла исследователей в 1912 год. В фильме оживают картинки прошлого. Одежда и манеры актеров возвращали зрителей в начало века. Удалось даже найти фирму, выпустившую ковровые покрытия для настоящего «Титаника». Благодаря этому интерьер лайнера стал еще более правдоподобным. Специально изготовленной посуде суждено было погибнуть во время съемок. Режиссерская работа Джеймса Камерона никого не оставила равнодушным, грандиозное зрелище гибели трансатлантического гиганта и подводные съемки с глубоководных аппаратов «МИР» получили высокую оценку зрителей и специалистов во всем мире. И тем более приятно услышать от Камерона: «МИРы» просто уникальны, они дольше находятся под водой, у них больше запас энергии для освещения. Французские, японские или американские аппараты и близко не сделали бы того, что мы вытворяли на «МИРах». Прокат фильма «Титаник» на экранах кинотеатров двух континентов уже принес миллиард долларов. На презентацию фильма в Москве прилетел сам Джеймс Камерон. Кинохит сезона попал в Россию еще до церемонии вручения «Оскаров», которых, кстати, «Титаник» получил целых 11. Что касается «Келдыша» и «МИРов», то заработанных на съемках средств хватило на то, чтобы провести небольшую, но очень интересную экспедицию на гидротермальное поле Брокен-Спур. Третья российская экспедиция состоялась в 1998 году во время 41 рейса научноисследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». По соглашению с британской компанией «Дип Оушен Экспедишнз» пилоты аппаратов «МИР» впервые опускали пассажиров к обломкам «Титаника» на глубину 3800 м. 12 пассажиров, среди них — 5 американцев, 5 немцев, 1 австралиец и 1 англичанка приняли участие в 6-часовой экскурсии. Общее время каждого погружения не превышало 12 часов. Маршрут погружения — носовая часть — поле обломков — корма. Первоначальный страх и неуверенность людей, впервые опустившихся на подводном аппарате в бездну, сменялись эйфорией и непередаваемым чувством восторга первооткрывателей. В планах летних работэкспедиции 42 и 43 рейсов «Академик Мстислав Келдыш» также были спуски с туристами, которые были удачно проведены в 1999, 2000 годах. Параллельно проводились научные погружения и исследования океана с борта судна. Интерес к «Титанику» остается слишком большим. Трагедию «Титаника» не могут забыть даже после всех войн и катастроф XX века. И наверное, еще не одна подводная экспедиция отправится к самым знаменитым обломкам.
Источник: Подводные обитаемые аппараты / Д. В. Войтов.