Подводные аппараты — разведчики континентального шельфа
В середине 1960-х годов в США появилась целая флотилия небольших подводных аппаратов, прозванных «карликовыми лодками». Аппараты эти, способные погружаться на глубины до 600 м, выпускались малыми сериями, стоили не так дорого — около 30 тыс. долларов и предлагались спортивным организациям, яхтклубам и частным лицам. Президенту фирмы «Перри сабмарин билдерз энд оушн системз» Джону Г. Перри, бывшему аквалангисту, надоело «вечно мокнуть в водолазном снаряжении», и он первым начал строить малогабаритные подводные аппараты. В эту серию вошли: «Андерси хантер», «Марк-7 Минисаб» с глубиной погружения 100 м и «Си Пап-6» — двухместный аппарат для погружения на глубину до 1830 м. Первый аппарат Перри из серии «Кабмарин» — ПС-ЗХ с глубиной погружения 45 м, появился в 1962 году. Получив великолепную рекламу после участия в съемках телевизионного сериала «Флиппер», эти аппараты приобрели широкую известность. Двухместные аппараты из серии «Кабмарин» имеют прочный корпус из алюминиевых сплавов и нержавеющей стали, легкий корпус из стеклопластика. Нижняя часть прочного корпуса встроена в легкий корпус, а верхняя часть с 12 иллюминаторами для кругового обзора возвышается над палубой. Аккумуляторные боксы и электродвигатель расположены в прочном контейнере, встроенном в легкий корпус. Аппараты имеют носовые и кормовые рули и вертикальный руль, обеспечивающие высокую маневренность. Штатное оборудование: УКВ-радиостанция, станция подводной акустической связи, компас, эхолот и глубиномер. В 1963 году «Перри сабмарин» построила ПС-ЗБ («Техдайвер») с глубиной погружения 180 м, в 1964 году — ПС-6 с глубиной погружения 75 м, в 1965 году — ПС-ЗА с глубиной погружения 90 м и ПС-ЗБ («Кабмарин») с глубиной погружения 180 м. извест ный тем, что участвовал в работах по поиску водородной бомбы у Паломареса зимой 1966 года и помог обнаружить части взорвавшихся самолетов В-52 и К-135. В 1968 году был построен «Шелф Дайвер» с глубиной погружения 240 м и ПС-5 С с глубиной погружения 360 м, в 1970 году— ПС-9 (400 м), в 1971 году - ПС-8Б (250 м), в 1974 году — ПС-1201 (300 м) с водолазным отсеком и ПС-1401 (365 м); в 1975 году ПС-1202 (305 м) с водолазным отсеком, в 1976 году — ПС-16 (910 м) с прочным корпусом из трех стальных сфер, предназначенный для транспортировки водолазов и ПС-1204 (300 м), в 1977 году- ПС-1801 (300 м). Наиболее известный из серии «Кабмарин» — аппарат ПЛС-4, проект которого был разработан в 1967 году Джоном Г. Перри и Эдвином А. Липком. Аппарат получил название «Дип Дайвер». «Дип Дайвер» — первый аппарат с водолазным отсеком, из которого водолазы могут выходить в воду на глубине 200 м. За несколько минут давление в водолазном отсеке доводится до уровня давления воды за бортом. Затем открывается люк, и водолазы покидают аппарат точно в районе цели, сэкономив силы и воздух на том пути, который проходит аппарат от поверхности до места работ. В любой момент водолаз может вернуться в подводный аппарат для того, чтобы отдохнуть и поменять баллоны. В журнале «Попьюлер сайнс» Линк писал: «Теперь у нас есть «такси» для строительных и ремонтных работ под водой: «Дип Дайвер» может искать затонувшие сокровища, спасать людей с потерпевших аварию подводных судов». Небольшой четырехместный «Дип Дайвер» может погружаться на глубину 410 м. Скорость аппарата в подводном положении составляет 3 узла. Наличие водолазного отсека позволяет не только выпустить и впустить рабочую группу водолазов на глубине, но и осуществить их декомпрессию во время подъема аппарата. Два отсека и рубка имеют в общей сложности 21 иллюминатор, обеспечивающие полный круговой обзор. Для водолазных работ использовался и «Шелф Дайвер», конструктивно почти не отличающийся от «Дип Дайвер». В 1973 году во время работ в Бискайском заливе с бор та «Шелф Дайвер» был произведен водолазный десант на глубине 100 м. Водолазы демонтировали соединительный узел бурильной штанги плавучей буровой платформы. Кроме создания вышеперечисленных подводных аппаратов для работы на материковом шельфе (всего построено 40 подводных обитаемых аппаратов и роботов), фирма «Перри сабмарин» продавала в Штатах четыре модели немецких карликовых лодок. Одноместная лодка «Порпуаз» фирмы «Граф Хагенбург» длиной 3 м и весом 635 кг погружается на глубину 45 м и стоит около 4 тыс. долларов. Вторая лодка фирмы «Граф Хагенбург» — трехместная «Флорида». Двухместная лодка «Тигерхай» фирмы «Сильверстар» из Мюнхена погружается на 35 м и стоит 11 тыс. долларов. До сих пор остается нераскрытой тайна гибели одной из «Тигерхай» с двумя членами экипажа в районе Люцернской бухты. Шестиместная лодка «Багамиан», тоже из Мюнхена, предназначена для подводных экскурсий. К типу «мокрых» подводных аппаратов относится двухместный МАИ-3, построенный в России в 1967 году. Такие аппараты не имеют прочного корпуса и применяются только на водолазных глубинах. Расходы на их строительство сравнительно невысоки. «Мокрые» аппараты могут перевозить водолазов, снаряжение и обеспечивать снабжение на месте работ воздухом и электроэнергией. МАИ-3 применялась как вспомогательное средство для наблюдения и измерений во время работ с подводной лабораторией «Черномор». Глубина погружения МАИ-3 — 40 м. Водолазные аппараты «Мермайд-3» и «Вол-Л1» по своей конструкции очень напоминают аппарат фирмы «Перри сабмарин» ПС-18. «Вол-Л1 построен в США в 1972 году. Английская фирма «Интерсаб лимитед» использовала его в подводных работах на нефтепромыслах. Аппарат состоит из шести основных модулей: прочного корпуса, шлюзовой камеры, водолазного отсека, энергетического блока, движительно-рулевого комплекса и кильблоков. Экипаж — 4 человека: пилот, оператор и два водолаза. Прочный корпус соединен шлюзовой камерой с водолазным отсеком, где в гелиевокислородной атмосфере под высоким давлением находятся два водолаза. Водолазы через нижний люк могут выйти в море для выполнения работ или уже на борту суднабазы — в гипербарическую камеру. Под килем аппарата находятся два цилиндрических контейнера, в которых размещаются аккумуляторные батареи, так же как на «Каб марин ПС-8Б». Контейнеры служат аварийным балластом и кильблоками при посадке на грунт и установке на палубу судна. В кормовой части аппарата в отдельном прочном контейнере расположен двигатель-генератор, работающий на водородно-гелиевой смеси. ДРК состоит из кормового ходового движителя, приводимого от электромотора и маневровых движителей, расположенных в носовой и кормовой частях легкого корпуса. В носовой части аппарата установлен прозрачный полусферический иллюминатор из акрилового стекла. Глубина погружения «Вол-Л1» — 365 м. «Мермайд-3», построенный немецкой фирмой «Бруккер Физикс» в 1972 году, конструктивно похож на «Вол-Л1. «Мермайд-3» имеет водолазный отсек и шлюзовую камеру. Водолазы могут выходить из аппарата на глубине 200 м. Аккумуляторы размещены в цилиндрических корпусах под килем аппарата. Экипаж из двух человек может транспортировать двух водолазов к месту работ, Оба аппарата оснащены манипуляторами. В шахтах входных люков установлены иллюминаторы для наблюдения. Глубина погружения «Мермайда-3» — 300 м, В 1977 году в Германии фирмой «Бруккер Физикс» построен подводный аппарат «Мермайд-4» с такой же, как и у «Мермайд-3», носовой акриловой полусферой. Первый двухместный аппарат фирмы «Бруккер» был построен в 1971 году. В октябре 1979 появился «Мермайд-6». Прочный корпус «Мермайда-6» состоял из трех сферических корпусов. Аппарат использовался как для инспекции подводных объектов, так и в качестве водолазного средства для работ водолазов на глубине до 300 м. Глубина погружения аппарата — 600 м. Максимальная скорость — 3 узла. Вес «Мермайда-6» — 17 т. Аппарат оборудован дву мя гидравлическими манипуляторами и выдвижными опорами. К группе водолазных аппаратов, так называемых лок-аутов, относятся два американских аппарата — «Бивер Марк-4» и «Джонсон Си Линк». Подводный обитаемый аппарат «Бивер Марк-4» построен в 1968 году фирмой «Норт Америкэн Авиэйшн Оушн Системз Оперейшн». Предназначался он в основном для работ на подводных нефтепромыслах. В прочном стальном сферическом корпусе могут разместиться пилот и борт-инженер. Второй сферический корпус предназначен для транспорти ровки трех водолазов. Движение аппарата осуществляется при помощи трех поворотных погружных электродвигателей. Для закрепления на подводном объекте и выполнения различных операций «Бивер Марк-4» имеет 2 манипулятора.
«Джонсон Си Линк» построен в 1970 году. Аппарат имеет глубину погружения 300 м. Носовая обитаемая сфера изготовлена из прозрачного акрила. Водолазный отсек имеет цилиндрическую форму и изготовлен из алюминиевых сплавов. Экипаж «Джонсон Си Линк» состоит из пяти человек. Водоизмещение аппарата — 11,5 т. Ско рость под водой — 3 узла. В 1975 году построен подводный обитаемый аппарат «Джонсон Си Линк-2 со сферическим прочным корпусом из акрила. Английская компания «Осел» с 1978 по 1981 год построила 20 небольших одноместных аппаратов «Мантис». Максимальная глубина погружения этих аппаратов — 600 м. Аппараты снабжены двумя манипуляторами. «Мантис» может работать в двух режимах: привязном и автономном. Движение и маневрирование осуществляется при помощи 10 электродвигателей: 8 двигателей переменного тока напряжением 660 В и на случай отсоединения от кабеля — 2 двигателя постоянного тока с приводом от бортовых аварийных батарей, обеспечивающих движение в течение одного часа. Самое глубоководное погружение «Мантис» происходило в Норвежском море, тогда аппарат погрузился на 406 м. Кроме «Мантис», «Осел» построила подводный аппарат «Хаук» с глубиной погружения 1800 м и подводный аппарат Дуплас с глубиной погружения до 700 м. Особенностью всех аппаратов фирмы «Осел» является наличие большого акрилового иллюминатора. «Практичная двухместная лодка при способлена для любительского, научного и промышленного использования. Водитель и пассажир не нуждаются в специальных костюмах и приспособлениях. Судно-база или вспомогательное оборудование также не нужны. Может быть отбуксирована к месту погружения так же легко, как обычная моторная лодка» — было написано в рекламном проспекте фирмы «Америкэн сабмарин компани» из Лорейна, штат Огайо. Фирма предлагала две модели подводных аппаратов: «Амерсаб-300» и «Амерсаб-600». «Амерсаб-ЗОО» построен в 1961 году. Прочный корпус сварной из высокопрочной стали. Двигатель — электромотор, соединенный с гребным валом. Управляется аппарат при помощи горизонтальных и вертикального рулей. Всплытие осуществляется при помощи гребного винта и горизонтальных рулей или путем продувки балластной и дифферентной цистерн. «Амерсаб-300» имеет две рубки с иллюминаторами из плексигласа. «Амерсаб-600» построен в 1965 году и погружается на глубину до 260 м. Эта модель имеет только одну рубку. Наблюдатель располагается в носовой части аппарата, осна щенной смотровым иллюминатором. «Амерсабы» также рассчитаны для работ на континентальном шельфе, занимающем около 10% площади земной поверхности, что составляет 850 тыс. кв. миль. В 19б0-1970-х годах США имели явное превосходство в строительстве небольших подводных аппаратов. К ним относятся «На утилетт» и «Спортсмен». «Наутилетт» построен в 1962 году для погружений на глубину до 30 м. Для движения на поверхности запускается одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. В это же время появилась прогулочная лодка «Спортсмен» фирмы «Америкэн сабмарин компани». Ее рабочая глубина — 90 м. Управление движением, всплытием и погружением аналогично управлению «Амерсаба». Немецкая фирма «Машиненбау Габлер» из Любека выпускала серию подводных аппаратов для исследователей и туристов. Они назывались «Тоурс» («Турист обзервэйшн энд андэрватер рисеч сабмарин»). Модель «Тоурс-73» готовилась к выпуску в трех вариантах: «Тоурс-73-100» с глубиной погружения до 100 м, «Тоурс-73-200» с глубиной погружения до 200 м, «Тоурс-73-ЗОО» с глу биной погружения до 300 м. Экипаж аппарата — 6 человек. Автономность — 30 часов. «Тоурс-64» был построен в 1970 году и предназначался для добычи кораллов на глубинах до 200 м. На аппарате установлен дизель-генератор. Экипаж — 2 человека. В носовой части находятся 2 иллюминатора, в рубке — еще 5 иллюминаторов. Манипулятор, имеющий 6 степеней свободы, может скалывать и укладывать в сетку-поддон кораллы. После успешных испытаний и сертификации аппарат был передан тайвань ской фирме «Куофенг Оушн Девелопмент Корпорейшн Тайпай». В 1972 году появилась версия «Тоурс-64» — «Тоурс-66» с глубиной погружения — 300 м. В 1964 году в Гротоне, штат Коннектикут, отделением «Электрик боут дивижн» фирмы «Дженерал дайнэмикс сабмарин тэст энд рисеч флит», построившей более 20 атомных подводных лодок, выпущены два небольших подводных аппарата. Первый — одноместный «Стар-1» с глубиной погружения 60 м имел прозрачный колпак и прочный корпус диаметром 1,7 м с двумя иллюминаторами. Два электромотора обеспечивали скорость хода под водой до 1 узла. Второй подводный аппарат — «Ашера» — построен по заказу Пенсильванского университета и опускался на 180 м. Название «Ашера» аппарат получил в честь древней финикийской богини моря. Прочный корпус сварен из двух катанных стальных по лусфер. Куполообразная часть люка изготовлена из вырезанного в сфере люкового сегмента. В своде люка находятся два иллюминатора. Прозрачная рубка, ограждающая люк, выполнена из акрилового листа. Рама из мягкой стали, прикрепленная к прочному корпусу, объединяет обтекаемую корму, батареи, балластные цистерны, блоки синтактика и фиберглассовый обтекатель, частью которого является цистерна главного балласта. Совместно с Национальным географическим обществом Пенсильванский университет использовал двухместную «Ашеру» для поиска и исследования затонувших судов и археологических достопримечательностей в Эгейском море у побережья Турции. Работая на небольшой глубине при прекрасной видимости (около 30 м), удалось сделать ряд фотографий даже без использования подводных светильников. Осенью 1965 года «Ашера» погружалась в районе острова Оаху. Во время одного из погружений на глубине 150 м Дональд В. Страсбург из Бюро коммерческого рыболовства обнаружил редкий красный коралл (на рынке его цена за одну унцию составляла 7 тыс. долларов). Вообще, для биологов эти спуски представляли большой интерес. Так, на глубине 180 м было обнаружено скопление полосатого тунца, на глу бине 100 м — большое количество крупных 60-сантиметровых омаров, устриц и сердцевидных ежей. В июле 1966 года «Электрик боут» выпустило двухместный «Стар-2» с глубиной погружения 360 м. После успешного ввода в строй этих аппаратов «Электрик боут» продолжило серию аппаратом «Стар-3». «Стар-3» спущен на воду в 1966 году и имеет предел глубины 600 м. Экипаж — пилот и наблюдатель. В августе 1966 года во время погружений в районе Бермудских островов из-за неисправного компенсатора вода раздавила аккумуляторный бокс. Экипаж экстренно продул балластные цистерны, всплыл и был поднят на борт судна. 21 погружение в марте 1967 года у Кейп Вест, Флорида, прошли без происшествий. После погружений в «Стар-3» у мыса Кейп-Мей по заданию телефонной компании Джен Роджерс рассказывал: «Я не раз погружался на военных подлодках, но с них ничего не увидишь. Опускаться на дно в глубоководном аппарате, имеющем смотровые иллюминаторы, — равносильно полету на Луну в космическом корабле. Перед тобой открывается совершенно новый мир. Мы погрузились на глубину 540 м. Там живые существа напоминают растения различных цветов — красноватые, синие, белые... Рыбы на этой глубине кажутся красными, почти оранжевыми. Впрочем, это становится за метным только при включенных прожекторах, они играют роль своеобразных проявителей красок. А пока они не горят — все вокруг черно-белое». Главный пилот подводных аппаратов «Стар» Альфред Льен Разерфорд перешел на «Звезды» с «Алюминаута». Ал имеет подводный стаж в несколько тысяч часов и ему есть что рассказать о путешествиях под водой: «Однажды по заданию акустической лаборатории США «Стар-3» работал неподалеку от Новой Англии. Вдруг прожекторы — а они были включены — замигали. Взглянув в передний иллюминатор, я понял, в чем дело: на нас напали кальмары, сотни кальмаров. Атакуя лодку, кальмары выпустили жидкость темного цвета, наподобие китайской туши. Тучи темной жидкости то и дело зас тилали свет прожекторов. Окружив нас, кальмары застыли в воде без движения. Тут мы заметили несколько красных креветок. Некоторым из них удалось уйти от кальмаров фута на четыре. Но в это время кальмар проносился, словно реактивный снаряд, рассекая воду, и на том месте, где только что была креветка, оказывался кальмар, а креветки как не бывало... Один раз на глубине 360 м, — продолжает Ал Разерфорд, — мы наткнулись на рыб-фонарей. Они исчислялись не сотнями, как кальмары, а тысячами тысяч. Рыбы пытались уступить нам дорогу, уплыть прочь. Они торопились изо всех сил, терлись боками друг о друга и о борта лодки. С некоторых при этом слезала чешуя и светилась. «Стар» словно окружили мириады звезд...» «Аргус» Подводный обитаемый аппарат «Аргус» создан инженерами и конструкторами Опытно-конструкторского бюро океанологической техники Института океанологии РАН. Первый этап строительства «Аргуса» проходил на судоремонтном заводе Речфлота в Белом Городке. Этап сборки и оснащение аппарата системами и аппаратурой продолжился в Голубой бухте близ Геленджика, где находится Южное отделение Института океанологии. Для «Аргуса» на берегу моря был построен большой металлический ангар, на оголовье пирса установили блоки, через них береговая лебедка выбирала трос телеги, на которой из ангара прямо в море выезжал желто-оранжевый аппарат. Создатели «Аргуса» — главный конструктор Н. Гребцов, руководитель испытаний В. Бровко, ведущий конструктор Е. Павлюченко, «электрический профессор» и автор оригинального труда «Техника пилотирования подводных обитаемых аппаратов» А. Сидоров, автор легкого корпуса И. М. Босак, главный гидравлик В. Фокин, инженеры — О. Устинова и С. Кузнецова — получили возможность испытать свое детище в изумрудной воде Голубой бухты. 25 июня 1975 года впервые водолазы отдали крепления телеги и первый экипаж — командир А. Сидоров, борт-инженеры В. Бровко и Е. Павлюченко — приступил к испытаниям «Аргуса». Руководил погружением А. Подражанский. Аппарат всплывал и снова уходил под воду, проверялась работа всех систем. На третьем часу проверок «Аргус» всплыл для замены экипажа. Под воду должен был идти В. Фокин, но, несмотря на огромное желание погрузиться, он уступил свое место специальному кор респонденту «Комсомольской правды» Ю. Росту. Потом Рост напишет: «Я лежал на месте наблюдателя перед круглым иллюминатором. Регенерирующее устройство работало, видимо, хорошо, потому что воздух был во всяком случае свежее, чем в редакционной комнате. Я осмотрелся, и вдруг у меня появилось ощущение уюта и надежности. «Нормально все идет?» — «Да, неожиданно, — Бровко улыбнулся, — вот только утечки в батареях вылезают, но это нормально. Не волнуйся. Берег! Разрешите погружение». В пилотской кабине «Аргуса» по левому и правому бортам стоят два кресла, перед ними — главный пульт, кренометр, курсоуказатель, глубиномер, выключатели светильников и подводной связи. Перед пилотом находятся приборы контроля и управления двигателями, слева — щит питания. В нижней части прочного корпуса — рабочее место наблюдателя и аварийная батарея. В кормовой части — блок вентилей для продувки цистерн главного балласта и манометр. Здесь же расположены регенеративная установка, фильтры вредных примесей, ящик с запасными регенеративными пластинами В 64, газоанализаторы и углекислотный огнетушитель. «Аргус» имеет сварную раму с узлом подъема и легкий стеклопластиковый корпус, состоящий из верхней части, рубки и стабилизатора. В верхнюю часть легкого корпуса встроена цистерна главного балласта с клапанами вентиляции, расположенными рядом с рубкой. Продувка может осуществляться через блок вентилей из двух групп баллонов. Клапаны вентиляции открываются давлением масла через электромагнитный клапан. В состав уравнительно-дифферентной системы входят две прочные цистерны по 325 л и вари аторы — пять прорезиненных мешков. Если нужно увеличить отрицательную плавучесть, то перекачивают масло из мешков в цистерны; масло будет поступать в кормовую цистерну и дальше с помощью дифферентного насоса или через переливной клапан — в носовую цистерну. Используется принцип: постоянный вес, переменный объем. Возможна и обратная перекачка масла - в мешки, тогда аппарат всплывет. Пилот «Аргуса» может изменять плавучесть в пределах 130 кг и изменять дифферент до 12°. В качестве движителей на «Аргусе» используются авиационные стартер-генераторы FCP-3000, установленные в мотогондолах по бортам ближе к кормовой части легкого корпуса. Винты мотогондол защищены насадками. «Аргус» оснащен светильниками, фотокамерами, манипулятором и выдвижным бункером — корзиной для образцов. В случае аварийной ситуации пилот сбросит 2 груза по 90 кг каждый. Скорость хода под водой - 1,5 узла. Вес аппарата - 8,3 т. Глубина погружения — до 600 м. В сентябре 1978 года «Аргус» совершил несколько погружений для проведения геолого-биологических исследований дна Голубой бухты, а затем состоялись пять спус-ков аппарата в Новороссийской бухте по заданию Музея истории г. Новороссийска. В отличие от профессионально сжатых докладов и магнитных записей гидронавтов «со стажем», всегда бывают интересны свежие впечатления людей, впервые попавших под воду. Вот что рассказывала после своего первого погружения в Черном море на борту «Аргуса» специальный корреспондент «Недели» Евгения Альбац: «Глубина 100 м. В иллюминаторах — ночь. Если выключить светильники, темень станет совсем непроглядной. За стеклом иллюминатора — танец живого планктона. Ланцетники, гребневики. Заметно помутнела вода. Входим в мертвое море — началась зона сероводородного заражения... Глубина 275 метров. Вижу дно. Оно рыхлое, илистое, желтовато-зеленого цвета. Не касаясь грунта, идем вниз по склону. Дальше — обрыв... Подъем. На глубине 100 м начинается рассвет». До 1981 года «Аргус» участвовал во многих океанологических погружениях в Черном море. В январе 1982 года из Новороссийска в свой первый рейс вышел новый «Витязь». Судно оборудовано ангаром и СПУ для «Аргуса». Второе судно-носитель аппарата — «Рифт». С борта «Витязя» и «Рифта» «Аргус» погружался во многих районах океана. Ведущие специалисты-океанологи смогли в качестве наблюдателей попасть в глубины океана, где им предоставилась возможность непосредственно работать с объектами их исследований. Доктор наук, писатель, поэт и исполнитель собственных песен — Александр Городницкий рассказывает в своей книге «И вблизи и вдали» о погружении «Аргуса» в Тиренском море на подводную гору Верчелли, участником которого ему довелось быть: «Ложусь на правый бок и осматриваюсь. За толстым стеклом иллюминатора, в желтизне дробящихся волн, ослепительно вспыхивают солнечные лучи. На уровне глаз — два нижних иллюминатора, за которыми качается ярко-бирюзовая вода с серебристыми пузырьками. Люк задраен, Холмов включает микрофон подводного телефона: «Витязь», я «Аргус». Прошу разрешить погружение». В ответ слышится: «Аргус», я «Витязь». Погружение разрешаю». Солнечный свет в иллюминаторе начинает гаснуть. Мелкие пузыри воздуха стремительно проносятся кверху. Рядом с ними медленно перемещаются вверх большие белые хлопья, похожие на снег... «Аргус» покачнулся и заскрипел. Голос пилота: «Витязь», я «Аргус». Легли на грунт. Глубина 211м. Начали работать». Перед иллюминатором в желтом рассеяном свете луча виден пологий склон, по крытый белым песком, на котором лежат мелкие обломки раковин и кораллов. Задача нашего погружения — провести визуальную геолого-геоморфическую съемку и фотографирование склона горы Верчелли... Пробуем оценить мощность осадков с помощью «механической руки». Кисть манипулятора входит в песок полностью. Значит, мощность осадков здесь не меньше 15-20 см. Ложимся на курс 140°, туда, где предположительно должна быть вершина горы, и медленно начинаем двигаться. Достигнув 205 м, аппарат входит в огромный косяк ставриды. Рыбы обтекают нас сверху, сверкая в лучах светильников серебряными боками. Как будто монеты сыплятся из рога изобилия в немом кино. Следом за первым косяком идет второй. Я пытаюсь его сфотографировать. От яркой вспышки косяк взмывает и растворяется в сумерках. На глубине 200 м снова проверяем кистью манипулятора плотность рыхлых осадков. Здесь перед нами неожиданно возникает целое семейство огромных лангустов. Они шевелят длинными усами и неохотно пятятся. Впереди на песке еще один гигант длиной не меньше 70 см. Булыга делает маневр и пытается ухватить его манипулятором. При виде надвигающегося аппарата, который должен ему казаться великаном, лангуст нисколько не пугается, наоборот — становится в боевую позицию, угрожающе задрав передние клешни. Только в последний момент, когда стальная кисть почти смыкается, он неожиданно делает стремительный рывок и ускользает от нас. Поджимаемся к склону. Большая черная голотурия проплывает под нами. Огромный краб медленно тащится вверх по склону, держа в задних клешнях зеленый лист водорослей. Попав в луч прожектора, он, не выпуская лист, становится в боевую позицию, но, видя, что ему не угрожают, продолжает свой путь. Большой скат пересекает наш курс, плавно обтекая поверхность дна. Его плавники-крылья медленно и мерно вздымаются, как у планирующего альбатроса. На глубине 148 м перед аппаратом возникает огромная темная масса. Это большая отвесная скала, сложенная коренными породами. «Аргус» подходит к подножию скалы и начинает медленно всплывать вдоль нее. Внизу видны крупноглыбовые осыпи, засыпанные песком и заросшие водорослями. Похоже, склон горы разрушался не под водой, а на поверхности моря, где и подвергся выветриванию. Все наши попытки оторвать образец оказываются безуспешными. Мы оставляем их и всплываем выше. Оказывается, это скальная гряда, за которой обнаруживается вторая. Переплывая со скалы на скалу и проводя фотографирование, мы поднимаемся к самой вершине горы Верчелли. Пешком такой маршрут не сделать никаким альпинистам. Вершина на глубине 50-60 м прорезана глубокими ущельями с осыпями, которые держатся на «честном слове». Отсюда под нами хорошо видны крутые склоны, уходящие вниз... «Аргус», я «Витязь», — неожиданно громко раздается в отсеке. — Время вашего погружения вышло. Сообщите готовность к всплытию». Мне показалось, что с начала спуска прошло минут сорок, а оказывается — около четырех часов. На глубине 60 м мы отрываемся от грунта и начинаем подъем. В иллюминаторах светает. Хлопья планктона на этот раз движутся вниз, как будто идет снег. Еще несколько минут, и пронзительно-алый сол нечный свет вспыхивает в верхнем иллюминаторе. Аппарат начинает резко раскачиваться на волнах. «Аргус», я «Витязь», — оглушительно звучит в ушах. — Вижу вас, иду к вам». «Дип Джип» В июне 1963 года Юго-Западный исследовательский институт в Сан-Антонио провел испытание прочного корпуса аппарата «Дип Джип» в камере высокого давления. Для наблюдений в прочном корпусе предусмотрен иллюминатор и неподвижный перископ. Прочный корпус аппарата выдерживал давление 82 атмосфер в течение 15 часов. Морские испытания прошли в мае 1964 года. С борта исследовательского судна «Сван» «Дип Джип» был опущен на глубину 600 м. Послеспусковые проверки показали, что герметичность аппарата не была нарушена. Конструкция аппарата отличается простотой. Под прочным сферическим корпусом находится цилиндрический аккумуляторный бокс, заполненный маслом. Предусмотрен аварийный сброс батареи, вместе с ней или отдельно могут быть сброшены стальные грузы, удерживаемые на корпусе аккумуляторного бокса электромагнитами. Два поворотных двигателя постоянного тока располагаются по бортам аппарата в контейнерах, заполненных силиконовым маслом. С их помощью «Дип Джип» развивает под водой скорость до 2 узлов. Вокруг прочного корпуса установлен легкий обтекаемый корпус с балластными цистернами, которые продуваются сжатым воздухом. Плавучесть аппарата поддерживается синтактиком, в состав которого входят стеклянные микро сферы размером от 20 до 100 микрон. Глубина погружения — 610 м. В июле 1964 года недалеко от острова Санта-Круз «Дип Джип» с борта «Сван» погрузился на глубину 15 м. Во время погружения проверили работу системы погружения-всплытия и двигателей. В сентябре 1964 года в том же районе и на той же глубине была опробована система навигации и система аварийного сброса. Погружение на глубину 75 м было показательным. Представителям ВМС продемонстрировали возможности подводного аппарата. 16 февраля 1965 года «Дип Джип» без экипажа опус тили на глубину 750 м. 19 февраля аппарат уже с экипажем погрузился на глубину 300 м у острова Сан-Клеменс. Все системы «Дип Джипа», в том числе и подводная связь работали превосходно. Аппарат развивал под водой скорость от 1 до 1,5 узлов. Предназначение аппарата — погружения на глубины до 600 м с целью обслуживания полигонов ВМС и научных океанологических исследований. «Осмотр» Подводный обитаемый аппарат «Осмотр» с глубиной погружения до 300 м создан группой инженеров Опытно-конструкторского бюро океанологической техники Института океанологии Российской Академии наук им. П. П. Ширшова. Сборка аппарата в Голубой бухте на берегу Черного моря закончилась в ноябре 1985 года. Назначение «Осмотра» — проведение визуальных и инструментальных океанологических исследований и подводных работ, в том числе и водолазных. Аппарат имеет водолазный отсек, в котором два водолаза могут быть доставлены к месту работ на глубину до 200 м. Цилиндрический прочный корпус изготовлен из стали. Прочный корпус разделен на два отсека — командный, где располагаются пилот, водолазный специалист и наблюдатель, и водолазный — для двух водолазов или просто исследователей, если программой погружения не предусмотрен выход в воду. В верхней части прочного корпуса расположены: шахта, через которую экипаж попадает в командный отсек, и смотровой колпак водолазного отсека. Для наблюдения смотровой колпак оснащен пятью иллюминаторами. Одной из особенностей аппарата является большое количество иллюминаторов; всего их 19 штук. В командном отсеке — большой иллюминатор диаметром 460 мм в носовой части, расположенный перед пилотом. Когда аппарат находится в надводном положении, пилот имеет прекрасную возможность управлять движением в положении стоя, держа в руках переносной блок управления и осматривая водную поверхность через четыре иллюминатора шахты. В переборке имеется люк и шлюзовая камера для передачи небольших предметов. В нижней части водолазного отсека находится выходная шахта. В командном отсеке над носовым иллюминатором установлена приборная доска с барометром, глубиномером и часами. Слева от пилота — щит питания, справа — блоки вентилей уравнительнодифферентной системы и системы погружения-всплытия, пульт управления гидропневмоустройствами, под ними — гирополукомпас ГПК-52 АП. В средней части отсека находятся силовые блоки и блоки коммутации. Перед водолазным специалистом расположены: водолазный пульт, блоки вентилей и система жизнеобеспечения с газоанализаторами, регенеративно-дыхательной установкой и запасным комплектом пластин В-64. «Осмотр» имеет шесть двигателей. В корме по бортам стоят маршевые мотогондолы погружных электродвигателей постоянного тока, в носовой и кормовой шахтах легкого корпуса находятся вертикальные двигатели — авиационные стартер-генераторы, лаговые погружные электродвигатели расположены на носовом и кормовом кронштейнах прочного корпуса. Четыре маслозаполненных аккумуляторных бокса стоят по бортам, снаружи аппарата. Система погружения-всплытия «Осмотра» включает две цистерны главного балласта. Сигнал на открытие клапанов вентиляции подается с пульта управления. Воздух выходит из цистерн, замещаясь входящей через шпигаты водой. Продувка осуществляется вручную при открытии кранов продувки. Применение уравнительно-дифферентной системы позволяет изменять плавучесть аппарата (400 кг) и создать дифферент до 15°. Для аварийного случая предусмотрены: сброс аварийного груза весом 200 кг, продувка цистерн главного балласта и уравнительно-дифферентных цистерн, использование тяги вертикальных двигателей и выпуск аварийного буя. Полная продувка ЦГБ обеспечивает запас плавучести до 600 кг. Для обеспечения выхода водолазов аппарат может менять клиренс с 500 до 1200 мм за счет выдвигающихся опор. «Немо» В 1970 году «Нэйвел эксперимента мэннед обзерватори» совместно с «Нэйвел сивил инжиниринг лаборатори» и Юго-западным исследовательским институтом построили подводный аппарат, предназначенный для контроля за выполнением водолазных ра бот на глубинах до 180 м, то есть на континентальном шельфе. Строительство началось в 1964 году и продолжалось шесть лет. Главной отличительной особенностью подводного аппарата «Немо» является наличие у него сферического прозрачного обитаемого прочного корпуса из акриловой пластмассы. Прочный корпус диаметром 1.68 м изготовлен из двенадцати пентагональных сферических сегментов горячей штамповки толщиной 6,35 мм. Для соединения сегментов использовался клей ПС-18. В верхней вставке находится люк, в нижней — электрические и гидравлические вводы. Для укрепления металлических колец в корпусе использованы составные прижимные фланцы с мягкой подкладкой. Уплотнение стыков металлических деталей с акрилом производилось с помощью круглых колец. Единственными точками контакта сферы и несущей металлической рамы подводного аппарата являются крышки полярных вырезов. Рама соединяет прочный корпус и нижний блок, в котором размещены: цистерна главного балласта, лебедка с якорем и газохранители. Глубина испытания аппарата на прочность составила 360 м. Применение в подводном аппарате прозрачного обитаемого корпуса обусловлено рядом преимуществ по сравнению с прочным корпусом из металла. Экипаж подводного аппарата в прозрачном корпусе может располагаться в совершенно естественных позах, не связанных с необходимостью постоянно находиться у маленьких, не всегда удобно расположенных иллюминаторов. Пилоту и наблюдателю в прозрачной сфере достаточно повернуть голову, чтобы увидеть все, что находится вокруг аппарата. К тому же отношение веса к водоизмещению у аппарата с акриловым прочным корпусом почти в 1,5 раза меньше, чем у аппарата со стальным корпусом. К недостаткам стеклянных прочных корпусов можно отнести недостаточно высокую ударную вязкость, прочность на изгиб и сложности, возникающие при уплотнении различных металлических вводов. «Немо» весит 3,6 т и может эксплуатироваться с любого судна водоизмещением от 100 т, с СПУ, поднимающим на палубу груз весом до 10 т. По замыслу конструкторов, «Немо» погружается и всплывает в двух режимах: якорном и свободном. Если предстоит работа в заранее определенной точке, то при спуске аппарата используют гидравлическую лебедку. С помощью лебедки оператор опускает на дно якорь. Пилот уменьшает плавучесть аппарата и затем лебедкой подтягивает его к закрепленному на грунте якорю. Правда, в этом случае аппарат сильно ограничен в горизонтальном движении. Движение в горизонтальной плоскости осуществляется при помощи двух реверсивных гидромоторов, расположенных по бортам аппарата. В свободном режиме происходит заполнение водой шпигатной цистерны главного балласта после открытия клапанов вентиляции. Продувка осуществляется воздухом из семи баллонов. В аварийной ситуации полная продувка ЦГБ должна обеспечить отдачу якоря лебедки. В противном случае трос может быть обрублен ручным гидравлическим или пиротехническим тросорубом. Пилот может сбросить и аккумуляторную батарею, предварительно обрубив кабели. Гидравлическая система «Немо» состоит из гидронасоса мощностью 5 л. с. От насоса работают маршевые двигатели, якорная лебедка, поворотные механизмы светильников и привод для водолазного инструмента. Под сиденьем пилота размещен ручной гидронасос, предназначенный для сброса аккумуляторной батареи, обрубания троса якоря и блокировки лебедки. Основная аккумуляторная батарея — кислотная. Серебряно-цинковая батарея 24 В, 20 А.ч. подключается в аварийном режиме и обеспечивает питание системы жиз необеспечения, связи и балластной системы. Система жизнеобеспечения рассчитана на 8 часов и на сутки в случае непредвиденной задержки под водой. Газоанализаторы постоянно измеряют парциальное давление кислорода и вредных газов. Два кислородных баллона находятся за сиденьями экипажа. Углекислый газ поглощается известковым поглотителем. Так как акрил имеет высокие теплоизолирующие свойства, в кабине при погружении растут температура и влажность. Понижению влажности помогает силикагель, а температура регулируется обдувом стальных вставок в обшивке, на которых воздух охлаждается. Экипаж «Немо» — 2 человека: пилот и наблюдатель. «Тинро-2» Подводный обитаемый аппарат «Тинро-2» строился по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и получил название в честь Тихоокеанского института рыболовства и океанографии. Назначение аппарата — проведение на шельфе исследований в области промысловой океанографии. Конструкторские работы велись под руководством А.Н. Дмитриева и на первом этапе заключались в создании чертежей оборудования и систем аппарата. Для того чтобы удобно и компактно разместить механизмы и оборудование, органы управления и контрольные приборы в обитаемом отсеке, был собран деревянный макет в натуральную величину. По мере выпуска технической документации определились габариты аппарата, его вес — 10 500 кг, глубина погружения — 400 м, экипаж — 2 человека. Прочный корпус «Тинро-2» — цилиндрический со сфери ческими концевыми переборками. Его диаметр — 1,5 м. В носовой переборке шесть иллюминаторов. В комингсе люка еще три иллюминатора. В надводном положении верхние иллюминаторы оказываются над водой. Погружается аппарат с помощью двух бортовых стеклопластиковых балластных цистерн, которые заполняются водой. При всплытии цистерны продуваются сжатым воздухом. Уравнительно-дифферентные цистерны находятся в носу и в корме аппарата. Система гидравлики и насос морской воды расположены внутри прочного корпуса. Электродвигатели для вертикального и горизонтального движения также установлены в прочном корпусе, их гребные валы проходят через дейдвудные сальники. Для управления аппаратом по курсу установлена поворотная кормовая насадка с гидравлическим приводом. Под прочным корпусом расположены контейнеры с аккумуляторными батареями, обеспечивающими питание электродвигателей и аппаратуры. Один из контейнеров может быть сброшен в аварийной ситуации. Сбрасывается и тяжелый металлический груз — якорь-гайдроп. Гидроакустическое оборудование — подводная связь, эхолоты и гидролокатор. Два светильника с широким лучом установлены в наделке, два других, поворотных, — по бортам, прожектор в носовой части светит вперед и немного вниз. При подходе аппарата к судну предусмотрена подача буксирного конца при помощи линемета. После подготовки всей технической документации чертежи поступили на завод, началась сборка прочного корпуса. Вскоре были изготовлены цилиндрические и конические обечайки из судовой листовой стали. Сварные швы проверили рентгеном. Внутри корпуса в нижней точке установили датчик затекания воды, на сам корпус наклеили датчики напряжения. Собранный корпус поместили в камеру высокого давления. Давление в камере поднимали ступенчато — через каждые 10 атмосфер. Стрелка манометра прошла отметку 40 атм и остановилась. Давление поднялось до предельно допустимого. Корпус выдержал испытание. Начался монтаж оборудования. движительного комплекса, трубопроводов и кабелей. Аппарат еще раз испытали в камере. Он оказался абсолютно герметичным. Для "Тинро-2" было подобрано судно-носи тель, переоборудованное из обычного БМРТ, получившего имя «Ихтиандр». Наконец в 1973 году состоялся первый спуск на воду. Два крана приподняли и опустили «Тинро-2» на поверхность воды. М.И. Гирс открыл клапаны вентиляции. Вода стала заполнять балластные цистерны. Еще немного воды приняли в уравнительно-дифферентную цистерну. Аппарат падает на дно. Глубина 8 м. Работает насос, откачивая лишнюю воду. Плавучесть аппарата близка к нулевой. Команда «К всплытию». Балластные цистерны продуваются воздухом. И вот уже из шпигатов пошли пузырьки воздуха, это значит, что вода полностью вытеснена из цистерн. Проходит еще несколько секунд, и «Тинро-2» появляется на поверхности. После тщательной проверки механизмов и оборудования «Тинро-2» погрузили на железнодорожную платформу, укрыли брезентовым чехлом и отправили из Ленинграда в Севастополь. Скоро в Севастополь пришел и «Ихтиандр». Погружения в Черном море предполагалось провести в районе Алушты и Ялты. После проверок работы судовых механизмов и репетиций спуска аппарат погрузился на глубину 30 м, уйдя с поверхности при помощи вертикальных винтов. Под водой аппарат хорошо слушался пилота. Через час «Тинро-2» всплыл на поверхность. Испытания аппарата продолжились 7-часовыми техническими спусками. В одном из погружений на глубине 25 м заклинило правый вертикальный винт, в результате чего загорелся магнитный пускатель. Кормовой отсек заполнился дымом. Экипаж — М. Гирс и В. Дерябин — продул балластные цистерны, и аппарат всплыл на поверхность. Немедленно отключили все потребители и сообщили на судно о случившемся. Волна была небольшой и удалось периодически приоткрывать входной люк, проветривая отсек Дым рассеялся, и применять противопожарную систему и включаться в аварийные дыхательные аппараты (на «Тинро-2» это обычные акваланги) не пришлось. Заключительное погружение на 400 м прошло успешно. Испытания закончились. Государственная комиссия приняла новый аппарат. Он полностью соответствовал своему назначению, был надежен и прост в управлении. В конце января «Ихтиандр» перешел в Керчь. Владельцем аппарата стало Управление научно-исследовательского флота. В мае 1974 года «Ихтиандр» вышел из Керчи для проведения серии погружений в Черном море. 30 июня состоялось еще одно погружение на предельную глубину. Наблюдатель В.В. Федоров так вспоминал об этом событии: «Подводный аппарат продолжал опускаться. Стрелка глубиномера дрожала возле отметки «400». Мы были у цели. Слева по борту крутой склон уходил в бездну. Вдруг над моей головой раздались сухие щелчки, словно лопался прочный корпус аппарата. «Что это трещит?» — спросил я у Гирса. «Прочный корпус от давления воды, — сказал он совершенно спокойно. — Давай жми вниз, еще метров десять пройдем — и наверх». Усилием воли я преодолел нерешительность и надавил на ручку управления. «Тинро-2» послушно покатился вниз по склону. Гирс, следивший за моими действиями, переключил управление на себя, как только я перешел красную черту на циферблате глубиномера. «Все. Дошли, — сказал он. — Программа выполнена». Я посмотрел на глубиномер: 408 метров! Мы быстро пошли наверх». После погружения аппарат отмыли от сульфида железа, полностью покрывшего корпус и окрасившего его в черный цвет. «Художником» был сероводород, ядовитый газ, уничтоживший все живое в Черном море на глубинах свыше 200 м. Для оценки возможности работы около неподвижных сетей на глубине 35 м установили сеть размером 30x2 м с грузами и поплавками. Перемещаясь вдоль сети, аппарат, в конце концов, запутался. Сеть зацепилась за поворотный светильник и кормовой стабилизатор. Аппарат мог самостоятельно всплыть вместе с сетью, но решено было воспользоваться помощью водолазов, которые и освободили «Тинро-2» от злополучной сети. Всего за время черноморского рейса состоялось 29 погружений. Серьезная проверка ожидала «Тинро-2» во время 175-суточного рейса на «Ихтиандре» в Атлантику. Это был первый в СССР рейс судна с подводным аппаратом на борту. Первыми под воду пошли М. Гирс и кандидат биологических наук М. Аронов. Они вели аппарат между камней. К иллюминаторам подплывали ставриды, рыбы-попугаи и угри. «Тинро-2» не понравился только кальмарам. Они подходили вплотную и тут же отплывали в сторону, оставляя облака чернил. 48 раз погружался аппарат с учеными на борту, проводившими исследования и наблюдения у берегов Африки и Америки, в том числе и в Бермудском треугольнике, о котором в те времена ходили жуткие, невероятные истории. Во время возвращения «Ихтиандра» экспедицию на причале в Керчи ожидал второй аппарат, брат-близнец «Тинро-2». В 1976 году он также отправился в шестимесячный рейс в Атлантический океан на судне-носителе «Ихтиандр». «СУРВ» В 1963 году британская фирма «Линтотт инжиниринг компани» приступила к строительству первого в Англии исследовательского подводного обитаемого аппарата «СУРВ» (Стандарт Андерватер Рисеч Виикл) для Национального Института океанографии. Сперва была создана модель аппарата в 1/4 размера для тестирования в камере и изучения динамики движения аппарата в воде. Полноразмерный «СУРВ» был собран в августе 1967 года и в сентябре отправлен в Портленд Харбор для демонстрации и испытания. В прочном цилиндрическом корпусе «СУРВ» достаточно свободно размещаются два гидронавта. Корпус изготовлен из мягкой стали БС 1501/151 Б, его диаметр — 1,6 м, высота — 2,5 м, и рассчитывался он для глубин, не превышающих 300 м. Три из десяти иллюминаторов направлены вниз, семь остальных расположены по бортам. В кабине находятся кассеты поглотителя и баллоны с кислородом. Система жизнеобеспечения рассчитана на работу в течение 36 часов. Движение «СУРВ» осуществляется при помощи боковых реверсивных электродвигателей мощностью по 4 л. с. Двигатели, на валах которых находятся винты, поворачиваются в вертикальной плоскости на 100°. Под водой аппарат может развить скорость до 0,5 узлов. В кормовой части фиберглассового легкого корпуса находится бокс с пятью свин цово-кислотными батареями. Бокс может быть снят и передан для зарядки на борт судна сопровождения, если «СУРВ» находится в надводном положении. Сделать это вручную едва ли возможно — общий вес батарей достигает 500 кг. Под легким корпусом располагаются цистерны главного балласта и баллоны со сжатым воздухом для их продувки. Стальные дифферентные цистерны находятся в носовой и кормовой частях легкого корпуса. Снизу к прочному корпусу крепится аварийный груз весом 300 кг; он может быть сброшен в аварийном режиме. Кроме использования «СУРВ» в исследовательских работах, он может инспектировать трубопроводы и кабели, расположенные в районах континентального шельфа. «Бентос-300» Осенью 1976 года у берегов Крыма закончились испытания подводной плавучей лаборатории «Бентос-300». 25 октября «Бентос-300» погрузился на глубину 320 м и после этого был принят комиссией. Этот подводный обитаемый аппарат создан инженерами и конструкторами Ленинградского института «Гипрорыбфлот» по заказу Министерства рыбного хозяйства и рассчитан на глубину погружения 300 м. Второй подобный аппарат построили в 1978 году. Задумывались эти большие подводные обсерватории как средства для длительных биологических наблюдений. Автономность «Бентоса-300» составляет две недели. Аппарат буксируется в район проведения работ судном обеспечения. В их качестве выступают китобойные суда «Гордый» и «Дивный». Цилиндрический прочный корпус «Бентоса» выполнен из стали и имеет диаметр 4,5 м и длину 18,5 м. Внутренний объем прочного корпуса разбит на три отсека. В кормовом отсеке расположены: система жизнеобеспечения, электрооборудование, ходовой электродвигатель и шлюзовая камера для выхода 2 водолазов на глубинах до 100 м. Центральный отсек занимают жилые помещения и каюткомпания, под ними — отсек, где установлены аккумуляторные батареи. В носовом отсеке находятся пульт управления и посты визуального наблюдения. Носовой отсек имеет нижний этаж — небольшую наблюдательную камеру, иллюминаторы которой максимально приближены к грунту. В состав экипажа входят двенадцать гидронавтов: пилоты, бортинженеры, океанологи и даже водолазный врач. Через носовой отсек экипаж в полном составе может попасть в спасательную капсулу, которая отделяется от аппарата, попавшего в аварийную ситуацию. Общая длина «Бентоса-300» 21 м, водоизмещение 500 т. Эту огромную конструкцию приводит в движение небольшой электродвигатель, сообщающий аппарату ход в 1,5 узла. На грунте положение лаборатории фиксируется с помощью якорного устройства, состоящего из трех якорей и лебедок При установке используется лаговый электродвигатель, установленный в нижней части аппарата. Большие габариты «Бентос-300» позволяют размещать практически весь измерительный комплекс: здесь и приборы для измерения солености, плотности, прозрачности, освещенности, температуры и многие другие. В основном «Бентос-300» использовался для проведения теле- и фотосъемки в режиме буксировки. После «Бентоса-300» не было построено ни одной автономной подводной лаборатории. Оказалось, что для выполнения подводных биологических наблюдений проще, да и дешевле, использовать небольшие ПОА и телеуправляемые роботы.
Источник: Подводные обитаемые аппараты / Д. В. Войтов.