Аварии подводных обитаемых аппаратов, закончившиеся гибелью членов экипажа


Список жертв трагедий, разыгравшихся под водой, был открыт в 1774 году. После успешного погружения на глубину 10 м в лодке, спроектированной и построенной собственноручно, англичанин Дей отважился на более серьезное испытание. Уже несколько часов рядом с местом погружения в Плимутской гавани находился английский фрегат «Орфей». Вскоре стало ясно, что Дей самостоятельно не сможет подняться на поверхность в своей лодке. С глубины 120 м лодку вытащили до глубины 10 м, и в этот момент не выдержала напряжения подъемная цепь, и море окончательно забрало свою добычу. Подобная трагедия произошла в 1831 году. Деревянная сфера испанца Серво была раздавлена при первой же попытке достичь большой глубины. 17 июля 1973 года подводный обитаемый аппарат «Джонсон Си Линк», принадлежащий Смитсоновскому институту, погрузился в районе Кей Веста у побережья Флориды. Аппарат должен был выйти к затопленному год назад на глубине 108 м списанному эсминцу «Берри», привлекавшего к себе множество рыб. В прочной акриловой сфере находились пилот Джок Мензис и ихтиолог Роберт Мик. В кормовом водолазном отсеке расположились два спасателя — Эл Стовер и Клейтон Линк — сын конструктора аппарата Эдвина А. Линка. Старший Линк находился на борту судна обеспечения «Си Дайвер» и руководил ходом погружения. Аппарат подошел к накрененному судну, лежащему на грунте, и начал движение вдоль борта. Мик осматривал ловушки, поставленные днем раньше. Неожиданно сильное подводное течение затянуло корму «Си Линка» в пробоину правого борта эсминца. Аппарат зацепился за стальной трос, прикрепленный к палубе судна. Попытки освободиться самостоятельно были безуспешными. С «Си Дайвера» запросили помощь Береговой охраны и водолазной службы ВМС. Прибывшие водолазы не смогли опуститься из-за сильного поверхностного течения. Подводный обитаемый аппарат ПС-8 вышел на помощь и пытался найти «Джонсон Си Линк», но его сонар не смог определить место аварии. Тридцать часов прошло после того, как произошло пленение «Джонсона Си Линка». Ситуация становилась отчаянной. Стовер и Линк не подавали никаких сигналов из водолазного отсека, запас химопоглотителя у них уже должен был закончиться. Мензис и Мик слабели, аварийный резерв системы жизнеобеспечения в пилотском отсеке также был на исходе. К месту аварии подошло исследовательское судно «А. В. Вуд» с подводной телевизионной установкой на борту. Телекамеру закрепили рядом с крюком и опустили на тросе к «Си Линку». Мензис по подводному телефону помогал навести камеру с крюком на свой аппарат. В конце концов крюк удалось завести и выдернуть аппарат. Мензис и Мик были спасены. Для Клейтона Линка и Эла Стовера помощь пришла слишком поздно. Они погибли от отравления углекислым газом. В июне 1974 года японский привязной обитаемый аппарат «Юдзуки» работал в Токийской бухте на глубине 10 м. Короткое замыкание в питающем кабеле вызвало загорание виниловой оболочки. На обеспечивающее судно ушло сообщение о пожаре на борту. «Юдзуки» стали срочно поднимать на поверхность. Но этих нескольких минут хватило, чтобы оба члена экипажа отравились токсичным дымом. Большая его концентрация привела к смертельному исходу. Для подъема затонувшего на глубине 75 м у острова Санта-Каталина мотобота были привлечены подводные двухместные аппараты «Нектон Альфа» и «Нектон Бета». Работы проводились в сентябре 1970 года. С судна обеспечения «Ойл Сити» был опущен подъемный трос с крюком, который аппараты завели на мотобот, После завершения этой операции «Нектон Альфа» поднялся на поверхность, а «Нектон Бета» остался на грунте. Тем временем на «Ойл Сити» начали выбирать подъемный трос, и мотобот уже поднялся до глубины 35 м. Внезапно трос оборвался, и «Нектон Бета» оказался под сорвавшимся мотоботом. От удара повредились легкий и прочный корпуса, акриловый иллюминатор раскололся, в аппарат ворвалась вода. Пилот сумел открыть люк и выйти на поверхность с глубины 75 м. Оператор Л. Хедли включился в дыхательный аппарат, но подключить шланг не успел; вода залила аппарат. При помощи «Нектон Альфа» поврежденный аппарат был поднят на поверхность судном обеспечения «Ойл Сити» В 1977 году трехместный французский аппарат «Моана» с глубиной погружения 400 м выполнял серию мелководных погружений близ Марселя. В этот раз экипаж аппарата состоял из четырех человек — двух пилотов и двух инженеров. Неплотно закрытый люк стал причиной поступления воды в отсек. Набрав воду, «Моана» оказалась на грунте, на глубине 40 м. Открыв люк, пилоты всплыли на поверхность. Один из инженеров, не имея водолазного опыта, погиб, последовав за пилотами. Второй инженер не смог выбраться из аппарата, что и спасло его жизнь. Водолазы нашли его в воздушном пузыре, оставшемся после затопления аппарата. Анализ аварийных ситуаций, в том числе и приведенных выше, позволяет выделить ряд причин, по которым возможны аварии обитаемых аппаратов. Во-первых, это неисправности бортовых систем и оборудова ния, из-за которых могут возникнуть короткие замыкания и пожары. Во-вторых — нарушение экипажем правил техники безопасности и жестких требований по эксплуатации аппаратов. В-третьих — неисправности спуско-подъемных устройств, возникающие в момент спуска или подъема аппарата. Случайные внешние факторы, приводящие к аварийным случаям, чрезвычайно редки. Здесь уместно вспомнить историю с «Алюминаутом», когда он провалился вниз на глубину после перехода границы слоев воды с резким снижением плотности, в районе устья реки Коннектикут. Только полный комплекс мер, предпринятых экипажем, в том числе и сброс аварийного балласта, помог избежать жесткого столкновения с грунтом. Обеспечение безопасности погружений во многом зависит не только от надежности конструкции подводного обитаемого аппарата, но и от своевременных всесторонних проверок и работ по техническому обслуживанию всех систем и элементов аппарата. Все подводные обитаемые аппараты ежегодно освидетельствуются классификационными комиссиями, такими, как Регистр Ллойда, Бюро Веритас, Германский Ллойд. После тщательного обследования отдельных систем и всего аппарата в целом комиссии выдают на аппарат сертификационный документ.

Источник: Подводные обитаемые аппараты / Д. В. Войтов.