АПЛ «Комсомолец». Подводные работы на месте ее гибели


Глубоководная атомная боевая ракето-торпедная лодка К-278 построена в 1983 году на Северном машиностроительном предприятии и в августе 1984 года введена в строй. Это была самая крупная в мире лодка. Длина ее титанового корпуса — 122 м, ширина — 11,5 м, водоизмещение — 9700 т. Несколько лет лодка проходила опытную эксплуатацию. Впервые АПЛ достигла глубины 1000 метров, на этой глубине ее практически невозможно обнаружить. Произошло это выдающееся событие 5 августа 1984 года. Скорость лодки в подводном положении достигала 30 узлов. Вооружение лодки — 22 торпеды, часть которых могла быть заменена на крылатые ракеты «Гранит». Готовилось решение о строительстве серии подобных лодок. В 1988 году АПЛ признана отличной и она получила наименование «Комсомолец». Титановый подводный корабль фактически являлся прототипом грузовых гражданских кораблей будущего. 28 февраля 1989 года АПЛ «Комсомолец» вышла в боевой поход. На борту находился второй экипаж капитана 1 ранга ЕА Ванина. Для экипажа, сформированного в 1984 году, это был первый самостоятельный поход. Трагедия произошла 7 апреля 1989 года во время несения боевой службы в Норвежском море, в 180 милях к юго-западу от острова Медвежий. Лодка шла на глубине 386 м со скоростью около 8 узлов. Предположительно в 10.45 утра в кормовом отсеке неожиданно возник сильный, интенсивно распространяющийся пожар. Пять часов моряки самоотверженно боролись за живучесть лодки, но огонь и связанные с ним повышение давления и температуры в отсеках, а затем и нарушение герметичности корпуса были сильнее. Стихия поглоти ла обескровленную жертву. За мужество все 69 членов экипажа были награждены орденами, 42 из них посмертно. Утром 7 апреля 1989 года вахтенный офицер капитан-лейтенант Александр Верезгов принимал доклады из отсеков. «Седьмой осмотрен, сопротивление изоляции и газовый состав воздуха в норме. Замечаний нет», — доложил из седьмого кормового отсека вахтенный матрос Нодари Бухникашвили. Спустя несколько минут он уже не сможет ответить на запросы по общекорабельной системе связи. Далее по вахтенному журналу и записи опроса оставшихся в живых моряков приводится хронология событий, произошедших 7 апреля 1989 года. 10.55 — Первые проявления начавшегося пожара: провалы напряжения общекорабельной сети, мигание света. На пульте «Молибден» появилась сигнализация «Температура больше 70°С в 7 отсеке» (возможная причина пожара — повышение содержания кислорода в отсеке до 30%). 11.03 - «Подать ЛОХ в 7 отсек» (ЛОХ объемный фреоновый огнегаситель, скорее всего, он не сработал). 11.06 — «Аварийная тревога! Всплытие на глубину 50 м». Доклад из 6 отсека: «Протечки дыма в отсек». На глубине 150 м сработала аварийная защита паротурбинной установки. Лодка потеряла ход. Продувается средняя группа балластных цистерн. Пожар в 7 отсеке продолжается, давление в нем растет, достигая 6 кгс/см2. Продукты сгорания поступают в 6 отсек. 11.14 — «Всплытие в надводное положение». Продувка кормовых цистерн. Воздух для продувки попадает в горящий 7 отсек, из-за разрыва трубы аварийной продувки ЦГБ (цистерны главного балласта) № 10 левого борта. Это способствовало дальнейшему распространению пожара. Воздух с продуктами сгорания через трубопровод слива масла поступил в масляную цистерну 6 отсека. Масло струями ударило в отсек. Пожар перекинулся в шестой. 11.16 — Всплыли в надводное положение. Сразу после всплытия появился крен на левый борт. Из правой ЦГБ выходили пузыри воздуха (горячие газы из 7 отсека). 11.23 — Сработала аварийная защита ядерного реактора. Стержни аварийной защиты и компенсирующие решетки реактора были посажены на концевые выключатели. 11.41 — Штаб Северного флота и Главный штаб ВМФ получили сигнал с АПЛ. И только час спустя оперативный дежурный запросил у объединения «Севрыба» данные о дислокации рыболовных судов. Лишь в 13.20 плавбаза «Алексей Хлобыстов», находившаяся в 50 милях, начала движение к месту аварии. Плавбаза будет идти полным ходом, но скорость движения едва превысит 10 узлов. К этому времени норвежские вертолеты «Си-Кинг» с базы в Буде могли бы уже быть на месте аварии. На вертолетах можно было эвакуировать до 38 человек. Но лодка «К-278» была секретной, и должностные инструкции не позволяли подводникам обращаться за помощью к иностранным государствам. И в спасательном штабе в Буде узнали о трагедии только через 12 часов после начала пожара. К 12 часам давление в седьмом отсеке могло возрасти до 15 кгс/см2, а температура — до 800°С. Под действием горячих газов со стороны ЦГБ № 10 правого борта и пожара в 7 отсеке потеряли герметичность кабельные вводы резервного движительного комплекса. 12.10 — Пожар охватил четыре отсека из семи. 3-й и 2-й задымлены до предела. Воздух высокого давления почти весь израсходован. Из-за этого бездействует система воздушно-пенного пожаротушения. 12.25 — Моряков, получивших отравление, вывели в ограждение рубки, для них вынесли теплое белье. Старший лейтенант медицинской службы Л. А. Заяц: «Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и угоревших моряков на мостик. Когда ребят пробовали вынести на свежий воздух, у них вместе с тельняшками слезала кожа». 12.39 — В район аварии вылетел Ил-38. В 14.48 его увидели с лодки. На снимке, сделанном с самолета, виден небольшой бурун по правому борту в районе кингстона охлаждения дейдвудного сальника. Это значило, что в 7 отсек стала поступать вода. 14.02 — Еще два моряка погибли в борьбе с пожаром. Крен перешел на правый борт. Дифферент на корму вырос до 2°. 15.57 — Температура переборки 6 отсека — 115°С. Забортная вода интенсивно поступала в 7 отсек. 16.30 — Дифферент на корму составлял 3°. Лодка теряла плавучесть. Вода заполняла балластные цистерны и поступала в прочный корпус. Осадка лодки достигла 10 м. 16.50 — Эвакуация. На верхней палубе пытались спустить на воду спасательные плоты. Один из них раскрылся в перевернутом виде. 17.08 — Лодка поднялась вертикально и скрылась под водой, унося с собой всплывающую спасательную камеру ВСК и пятерых моряков. Через некоторое время второй плот, оторвавшись от закрепленного на поручне ограждения линя, всплыл на поверхность. Спасательная пятиместная лодка ЛАС-5 М, гидрокостюмы и спасжилеты остались в АПЛ. В спасательной камере находилось четверо: мичман А. В. Краснобаев, капитан 3 ранга В. А. Юдин, мичман С. И. Черников и капитан 1 ранга Е. А. Ванин. Мичмана Виктора Слюсаренко втащили в ВСК, когда в лодку уже ворвалась вода. Верхний рубочный люк еще на поверхности успел закрыть на защелку мичман А. М. Копейка, прежде чем прыгнуть с рубки в воду. Слюсаренко через пелену гари разглядел сидящих на верхнем ярусе Ванина и Краснобаева. Юдин и Черников тащили подвязанный к крышке люка линь, пытаясь ее закрыть. Через щель в камеру врывался воздух из лодки; вода быстро вытесняла его из отсеков. ВСК вместе с лодкой падала вниз, росло давление, появился холодный пар, голоса изменились до неузнаваемости. Нужно было обжать нижний люк, но в шахте почти в рост человека стояла вода. Юдин несколько раз нырял к люку, чтобы найти гнездо ключа. Вдруг со стороны лодки раздался стук. Это был капитан 3 ранга А. М. Испенков, до самого последнего момента дежуривший у дизель-генератора. Он уже не смог попасть в камеру. Раздались мощные удары — рушились поперечные переборки. Стрелку глубиномера зашкалило на глубине 400 м. Попытки отделить ВСК от тонущей лодки были безрезультатны. Стопор не отдавался. Юдин и Слюсаренко согнули ключ в дугу. Крепление стопора было усилено, после того как во время одного учебного погружения ВСК всплыла сама по себе. Внезапно под камерой раздался сильный взрыв, по корпусу пошла вибрация. Видимо в этот момент детонировали торпеды. Воздух в камере заполнился туманом, упала слышимость. Только Черников и Слюсаренко успели включиться в изолирующие дыхательные аппараты по команде Юдина. С большим трудом они натянули маску на самого Юдина, свалившегося в шахту нижнего люка. Капитан 3 ранга уже был мертв. Углекислый газ и окись углерода под большим давлением стали смертельно опасными. Ванин и Краснобаев, сидевшие на верхнем ярусе, хрипели и корчились от отравления. Стрелка глубиномера дернулась и с отметки «400» резко пошла к «0». В течение одной минуты ВСК всплыла. Внутренним давлением сорвало с защелки верхний люк. Мичман Черников пробкой вылетел вверх. Виктора Слюсаренко выбросило следом. Об обрез люка сорвало баллоны, воздушный мешок и шланги. Недалеко от Слюсаренко на поверхности воды вниз лицом плавал Черников — он был мертв. Через пять секунд камера, набрав воду, ушла на дно. В воде, температура которой не превышала 2°С, без жилетов барахтались люди. Они держались за спасательный плот. В 100 м от них — два безжизненных тела. Тонули ослабленные от ядовитых газов и не умевшие плавать. В 18.20 подошедшие спасатели подняли из воды 30 человек. Трое из них умерли на борту плавбазы «Алексей Хлобыстов». Трое моряков остались в затонувшей спасательной камере. ВСК, рассчитанная на весь экипаж, сохранила жизнь только одному. В Главный штаб ВМФ была отправлена телеграмма: из 69 членов экипажа в живых осталось 27 человек... 27 апреля 1989 года научно-исследовательское судно Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами «МИР-1» и «МИР-2» на борту, прервал работы в Атлантике и вышел в Норвежское море. Перед экипажами были поставлены задачи: выяснить причины пожара в кормовом отсеке, оценить степень разрушения легкого и прочного корпусов, определить скорость и направление течения у затонувшей лодки, измерить утечку радионуклидов из реактора, оседание их в грунте и растворение в воде, проверить глубину коррозии оболочки, состояние плутониевых боеголовок. Источниками радиационной опасности на АПЛ являлись ядерный реактор, охлаждаемый водой под давлением, и две ядерные торпедо-ракеты, содержащие около 6 кг плутония. Место гибели АПЛ находится рядом с традиционными районами рыболовства. Вода из района гибели лодки, лежащей на континентальном склоне, может разносить радионуклиды на значительные расстояния, а миграция планктона — один из путей переноса радионуклидов в поверхностный слой. Затонувшую лодку нашли локатором кругового обзора, установленном на буксируемом аппарате Института экспериментальных подводных технологий ДВНЦ АН. Буксировку осуществляло научно-исследовательское судно «Персей». Помимо лодки, находящейся в миле от места ухода под воду, были обнаружены еще две малоразмерные цели. В районе поиска с борта научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» опустили 5 донных маяков-ответчиков. Затем под воду пошел «МИР-1» с экипажем: И. Е. Михальцев, А. М. Сагалевич и Д. В. Васильев. 11-часовой поиск с помощью локатора кругового обзора, при очень плохой видимости, положительного результата не дал. Последующее сравнение определений навигационных систем «Персея» и «Академика Мстислава Келдыша» дало расхождение в 600 м. Корректировка целей на карте помогла экипажу «МИР-2» (Е. С. Черняев, Н. Л. Шашков, М. В. Фалин) довольно быстро выйти на лодку. Пилотский датчик показывал глубину 1690 м. «МИР-2» обошел лодку. Плохая видимость не помешала экипажу сделать фото- и телесъемку. Евгению Черняеву удалось пройти как по течению, так и против течения. На месте аппарат удерживался боковыми двигателями. Лодка лежала на склоне с уклоном 0,5°. Судя по типу разрушений легкого корпуса и профилю грунта, лодка сначала ударилась о грунт носовой частью, а затем на дно опустилось хвостовое оперение. В пяти метрах от носовой части образовался двухметровый вал, вдоль бортов — небольшие рвы. Лодка лежала с дифферентом 2° и креном 0,5° на правый борт, курсом 9°. Корпус лодки заглубился в мягкий грунт в среднем на 2 м. Видимые разрушения были в носовой части К-278. В 700 м от лодки гидронавты обнаружили спасательную камеру — вторую цель. Третья цель была идентифицирована как нераскрывшийся спасательный плот. Первый экипаж на «МИР-1» в третьем погружении практически повторил программу второго погружения, правда, не обошлось без происшествия. Удары о корпус лодки при очень сильном придонном течении вывели из строя маршевый двигатель. Замеренный радиационный фон в непосредственной близости от лодки и на поверхности моря не превышал естественного и составил 20 микрорентген в час. После завершения подводных работ, проходивших с 17 по 26 мая, «Академик Мстислав Келдыш» прибыл в порт приписки судна Калининград. Только два месяца в году Норвежское море находится в относительно спокойном состоянии. Это — июль и август. Следующие пять экспедиций на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» с целью изучения радиационной обстановки и консервации АПЛ «Комсомолец» проходили в основном в это время. Каждое погружение аппаратов «МИР» продолжалось 1012 часов. Кроме пилотов Института океанологии, в погружениях принимали участие специалисты из ЦКБ морской техники «Рубин» (эта организация финансировала экспедиции 1991 и 1992 годов), представители МЧС (финансировало работы в 1993,1994 и 1995 годах) и ВМФ, научные сотрудники Института океанологии РАН и других организаций. В сентябре 1991 года аппараты «МИР» совершили шесть погружений. В экспедиции использовался буксируемый аппарат Института океанологии «Звук» с локатором кругового обзора. С его помощью были уточнены координаты местоположения АПЛ и ВСК. Внешний осмотр, видеозаписи и фотографии дали возможность получить представление о состоянии лодки. Легкий корпус в средней и кормовой частях повреждений практически не имел. В районе 7 отсека по правому борту металл легкого корпуса был открыт, отслоившееся во время пожара резиновое покрытие отсутство вала. Не было на месте и кормовой подпалубной телекамеры. Волнорезные щиты шести торпедных аппаратов приоткрыты. Прочный корпус сильно поврежден в районе от носа до рубки. Разрушения наблюдались по правому борту в нижней части носовой оконечности около обтекателя гидроакустической антенны и в верхней части в районе рубки; около аварийного буя; и самые значительные — по всему периметру прочного корпуса в районе расположения горизонтальных рулей и их приводов. В результате последующего анализа картины разрушений прочного корпуса специа листы сделали заключение о том, что взрыв, произошедший за несколько мгновений до отделения ВСК, имел очень большую силу и соизмерим только с взрывом торпеды. Кормовая палуба, кормовые стабилизаторы и лопасти винта видимых повреждений не имели. По программе работ в 1992 году было сделано шесть погружений глубоководных обитаемых аппаратов. Как и в предыдущей экспедиции, аппараты оснащались измерительными приборами: гамма-спектрометром, измерителями радиоактивности, а также пробоотборниками воды и грунта. В раз личных местах на лодке устанавливались сорбенты для определения концентрации радионуклидов урана-235 и плутония-239. Буйковые и донные станции измеряли на разных горизонтах температуру и скорость течений. Средняя температура в глубинном слое составила ГС, скорость течения у лодки не превышала 1 узла. Было ясно, что морская вода способствует коррозии локализирующих оболочек ядерных зарядов. Частицы продуктов коррозии плутония могут выйти из АПЛ, в частности — из открытых крышек торпедных аппаратов. Вероятность подъема лодки или ее носовой части, предложенного Голландским консорциумом глубоководных операций и оцененного в 200 млн долларов, была, по мнению специалистов, ничтожно мала. Испытания различных вариантов заливки для носовой части проводились в 16 погружениях экспедиции 1993 года. Стоимость работ по полной консервации лодки застывающим компаундом оценивалась в 15 млн долларов. Эту работу планировалось провести в следующем — 1994 году. Одной из важных подводных операций, проведенных экипажами «МИР-1» и «МИР-2» была попытка поднять со дна всплывающую спасательную камеру. В подъеме принимали участие научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» и киллектор Северного флота КИЛ-164. Сначала необходимо было завести в люк камеры специально разработанное 150-килограммовое устройство с кольцом для закрепления подъемного троса. Попытка завести устройство 23 августа не увенчалась успехом: ограждение, удерживающее щеки устройства от раскрытия, имело размер немного больший, чем диаметр люка камеры. Ограждение было снято и заменено на конструкцию, удерживающую щеки тросом. 24 августа командир «МИР-2» В. А. Нищета манипуляторами завел устройство в шахту, однако разрыв гидравлического шланга механической руки не позволил дальше работать системой гидравлики. Командир «МИР-1» А. М. Сагалевич завершил операцию ввода устройства в камеру. Раскрывшиеся щеки, как якорь, обеспечивали надежный захват камеры. 28 августа была проведена уникальная по сложности операция, целый «подводный спектакль» с великолепной игрой «актеров» — пилотов аппаратов «МИР-1» и «МИР-2» Е. Черняева и В. Нищеты. Утром к камере ушел «МИР-1». «МИР-2» катером вывели к корме КИЛ-164. Кевларовый трос с устройством крепления на конце опускался с лебедки КИЛ-164, совершая вместе с кормой судна вертикальные движения с амплитудой около 3 м. Заключив трос в кольцо механических рук, отслеживая перемещения троса, «МИР-2» медленно опускался вниз. Навигаторы группы «МИР» и капитан КИЛ-164 делали все возможное для удержания судна в точке с координатами местоположения «Комсомольца». Командиру «МИР-2» Е. Черняеву все время приходилось подрабатывать двигателями, держа в поле зрения трос, отслеживая все движения киллектора. «Погрешность» наведения оказалась равной всего лишь 50 м. Подобрав барабан с концом крепления троса, «МИР-2» стал подходить к камере. На киллекторе следили за натяжением троса, обеспечивая свободное движение аппарата. «МИР-1»встретил «МИР-2» около ВСК. Затем с «МИР-2», находящегося над камерой, была опущена петля стального троса. Скоба соединила кольцо заложенного в камеру устройства и петлю троса. Манипулятор «МИР-1» вьдернул чеку, и скоба надежно закрылась. Операция, продолжавшаяся 1,5 часа, закончилась. Всего же от начала работ прошли сутки. В 7.41 27 августа начался подъем камеры. В 12.30 корма киллектора взлетела на крупной волне на высоту около 4 м, резко пошла вниз и снова поднялась на ту же высоту. В момент подъема кормы трос отделился от ролика шкива на 15 см. сложился в узел и оборвался. Камера в этот момент находилась на глубине 190 м. В этой ситуации оставалось только зафиксировать координаты ухода камеры: 73°43'25" с. ш.; 13°05'55" в. д. В 1994 году по этим координатам локатор буксируемого аппарата «Звук» обнаружил ВСК, а затем «МИР-2» вышел к камере, лежащей на грунте. После ее осмотра стало ясно, что устройство с кольцом по-прежнему находится внутри и готово для нового подъема ВСК. Экспедиции 1994 и 1995 годов выполнили задачи по герметизации корпуса АЛЛ «Комсомолец». Первый этап герметизации заключался в закрытии шести открытых волнорезных щитов торпедных аппаратов и отверстий в носовой части АПЛ. Для этого ЦКБ «Рубин» изготовило 9 титановых заглушек, 6 заглушек меньшего размера и кронштейны-защелки для крепления заглушек, специально сконструированные для этой операции. Подводные аппараты доставили 7 больших заглушек диаметром 2 м, 3 заглушки-крышки и 12 кронштейнов для открытых волнорезных щитов. Эта непростая операция велась в условиях сильного сноса течением, когда аппарат необходимо было удерживать в нескольких сантиметрах от носовой оконечности АПЛ. Затем 6 заглушек установили на кронштейны, 7-я заглушка осталась рядом с лодкой на грунте как запасная. Тремя заглушками-крышками закрыли отверстия в носовой оконечности лодки. Конструкция одной из заглушек торпедных аппаратов предусматривала возможность отбора проб воды из лодки. Второй этап работ по частичной герметизации проходил летом 1995 года. Наблюдения и съемка носовой части лодки, проведенные в 1994 году при помощи выдвижных устройств аппаратов «МИР» со светильником и миниатюрной цветной те лекамерой, позволили определить характер разрушений внутри прочного корпуса: носовая и кормовая части 1 отсека завалены металлическими конструкциями, переборка отсека разрушена, левый верхний торпедный аппарат также разрушен. Прочный корпус фактически разломлен в районе расположения горизонтальных рулей. Этапу подводных работ предшествовал инженерно-технический, когда были изготовлены специальные ферменные раскрывающиеся диафрагмы, многосекционные складные пластыри из прочного армированного материала, рулонные пластыри, заглушки, эластичные мешки и автономные гидравлические станции для заполнения мешков водой. Доставка всего этого оборудования, размеры которого часто были соизмеримы с размерами самих аппаратов, осуществлялась подводными аппаратами в несколько этапов. После этого начинались сложные «хирургические» операции. Прежде всего в разлом корпуса установили две ферменные диафрагмы, перед ними раскрыли диафрагму «зонтик». Перекрытый объем носовой части был заполнен 19 эластичными мешками емкостью по 3 м3 каждый. Гидравлические автономные станции, работающие от акку муляторов и установленные на палубе лодки, закачивали в них воду. 4-5-секционные пластыри, закрепленные зажимами на леерах палубы, были развернуты по бортам. Они закрыли отверстия и плотно обтянули борта лодки, так как к их нижним секциям подвесили тяжелые грузы. Люк штокового устройства и решетки вентиляции были заглушены крышками из титана. Внутрь изолированного объема заложили более 100 пакетов с химическим веществом, способным уничтожить микроорганизмы, выносящие из лодки радионуклиды. Для отбора из воды плутония в носовой части разместили молекулярные сита. Измерение скорости потока внутри носовой части лодки до и после окончания монтажа показало, что скорость потока уменьшилась в 10 раз и составила 0,5 см/с. Всего 19 погружений аппаратов «МИР-1» и «МИР-2» понадобилось для герметизации носовой части лодки. Параллельно велись научные наблюдения и измерения. Результаты этих измерений говорят о стабильной обстановке в районе реактора. Данные по измерениям концентрации цезия-137 в трубе вентиляции реакторного отсека позволяют сделать вывод: тепловыделяющие элементы не начали разрушаться. Предел расчетной величины скорости поступления радиоактивности — ЮКи/год. В последний раз «МИР-1» и «МИР-2» опускались к АПЛ в июле 1998 года во время экспедиционных работ в Норвежском море. Аппараты зашли к лодке с кормы. «МИР-2» с экипажем Е. С. Черняев, И. В. Пономарев, Н. В. Пименов прошел над палубой и далее работал в районе рубки. Гидронавты взяли образцы воды вместе с микроорганизмами специальным засасывающим устройством — «слэпганом». Затем «МИР-2» опустился на грунт в носовой части лодки, где были взяты пробы осадка. Записывающих станций, установленных аппаратами возле лодки еще в 1995 году, обнаружено не было, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Нашли и забрали в бункер лишь измери тель течения. В это время «МИР-1» с экипажем (А. М. Сагалевич. Д. В. Войтов, К К). Родионов) вышел в район реакторного отсека, где с 1995 года стоял гамма-спектрометр. И здесь от прибора остались только якорь и кусок фала. Первое впечатление было такое, что приборы сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов, может быть, и необитаемых телеуправляемых роботов. Осмотр герметизирующиix элементов в носовой части лодки, подвергшейся наибольшим разрушениям, показал, что все конструкции, в том числе и титановые заглушки, остались на своих местах. Но морская вода и время не пощадили алюминиевые части конструкций, установленных в месте разлома. В результате электрохимических реакций они были разрушены. Командир «МИР-1» А. М, Сагалевич обошел лодку и посадил аппарат на грунт, где предстояло взять образцы осадка. После это го аппарат взял курс на ВСК. Метрах в двадцати по левому борту лодки был обнаружен и поднят флагшток «Комсомольца», от самого флага осталась только капроновая лента. Подход к ВСК был затруднен; всюду вокруг валялись кольца кевларового троса. С аппарата были сделаны фотографии и видеозапись ВСК До сих пор остается открытым вопрос о подъеме «К-278» и ВСК со дна Норвежского моря. Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъем)7 нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов долларов.

Источник: Подводные обитаемые аппараты / Д. В. Войтов.